Региональный семинар по улучшению преподавания (ReSET)
«ИЗУЧЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ»
(при поддержке Института Открытого общества, OSI-HESP) 2010-2013
Дата: 17-31 июля 2011 г.
Место: г. Тбилиси, г. Батуми, Грузия
Рабочие языки: английский, русский
С 17 по 31 июля 2011 года в Тбилиси была проведена очередная сессия участников программы ReSET “Изучение советской повседневнос», организованная культурно-исследовательским центром «Айгине» в сотрудничестве с Программой «Центральная Азия и Кавказ» Гарвардского университета, при поддержке Программы высшего образования Института Открытого общества.
Концептуализация «советского» и «повседневности» находится в центре внимания участников проекта, которые работают в разных областях научного знания: истории, философии, антропологии, социологии.
В ходе сессии были представлены тематические семинары «Концепт повседневности в гуманитарном знании» (Пермская группа), «Введение в дискурс-анализ» (Галина Орлова), «Эвристические возможности концепции повседневности для изучения поздней советской истории» (Олег Лейбович), «Теоретизация повседневной жизни (антропологический подход)» (Сергей Ушакин), индивидуальные презентации участников, связанные с их научными исследованиями: «Идентичность школьного учителя и повседневность позднего советского сталинизма» (Александр Чащухин), «Истоки административных практик поздне- и пост- советские периоды» (Гульмира Джунушалиева), «Существует ли рабочий класс? Отношения на рабочем месте, этничность и профсоюзы (на примере эстонских шахтеров)» (Эва Кескула), «Неформальные сети и их роль в получении работы молодыми людьми на Украине» (Тетьяна Басина), «Последствия реабилитации для повседневной жизни людей в советское время (на примере Киргизской ССР)» (Павел Дятленко), «Декады национального искусства и развитие образа национальной идентичности в Советских республиках» (Ирина Коткина), а также презентации по финальному результату проекта (Гульнара Айтпаева и Айжаркын Кожобекова) и по учебному курсу «Советская повседневность» (Ольга Смоляк). Помимо индивидуальных презентаций были представлены презентации малых групп, работающих по тематическим направлениям: «Советское детство», «Память и Музеи», «Философия повседневности», «Городское и сельское пространство», «Советский труд».
Большой интерес вызвала встреча с антропологом Нэнси Рис и обсуждение её книги «Русские разговоры: Культура и речевая повседневность эпохи перестройки». На встрече были подняты вопросы об определении предмета исследования, выбор поля, методологии, влияния личности исследователя на исследование как таковое. Участники выразили свою благодарность профессору Рис за ее высокую личностную и эмоциональную сопричастность к изучаемому предмету, что позволяет антропологу глубоко изнутри понимать и чувствовать специфику исследуемого поля.
Особенным событием стало проведение совместной сессии со школой РЕСЕТ по изучению религии и секуляризации, которая проходила в г. Батуми на базе Батумского государственного университета. В рамках совместной сессии был представлении доклад известного антрополога Майкла Хертцвильда «Введение в визуальную антропологию», а также семинар о городском и сельском пространстве, в ходе которого были рассмотрены проблемные вопросы об определении специфики городского и сельского, динамики их изменений, маргинализации и др.
Поскольку программа РЕСЕТа имеет практическую направленность, связанную с улучшением качества преподавания в высшей школе, важнейшим вопросом в рамках летней сессии был вопрос о так называемом финальном продукте или результате работы данного проекта. По согласованному решению участников программы финальный продукт будет представлен в трех компонентах:
- Исследовательская часть (статьи);
- Учебный курс «Советская повседневность», который пройдет апробацию на базе Пермского университета»; и
- База данных по темам, связанным с советскими реалиями.
Были определены этапы работы над финальным проектом и порядок отчетности. Каждый участник примет посильное участие в разработке каждого компонента. Данный сборник будет полезен не только для участников проекта, но и для специалистов, изучающих советскую повседневность, а также для преподавателей, ведущих учебные курсы по тем или иным дисциплинам, в рамках которых затрагиваются вопросы, имеющие отношение к советскому образу жизни.
Таким образом, проведенная летняя школа была посвящена сложным вопросам концептуализации советской повседневности, выработке категориального аппарата (ключевой терминологии), а также разработке учебного курса, раскрывающего специфику советского.