Первый год обучающих семинаров

Летняя сессия (1-12 июля, Иссык-Куль) была проведена на берегу озера Иссык-Куль, в горах Каракол, где также была проведена экскурсия в священное место Жети-Огуз. Вся суть кыргызской традиционной музыки в красоте природы, чистой проточной воды, обилие растений и животных, гармонии и единства человека с природой. Весь процесс летней сессии прошел в позитивной атмосфере, в окружении великолепной красоте гор, деревьев, бесчисленных диких цветов и свежего воздуха, который в свою очередь был наполнен натуральным ароматом. Музыканты и чтецы Манас получили огромную энергию и духовное возвышение, что в свою очередь помогло освоить и играть свои мелодии в эпической декламации. КИЦ Айгине стало известно, что хорошо организованное и сбалансированное сочетание теоретической и духовной составляющей, такие как развлечения, экскурсии, отдых и работа является ключом к эффективной модели проведения сеанса, передачи знаний и впитывании новой информации. Программа летней сессии также была более сосредоточена на групповой работе и индивидуальном обучении. Участники были разделены и работали в малых группах, с более поздними коллективными репетициями, которые оказались эффективными, так как участники работали с большей концентрацией и вниманием.

Обучение студентов

Одним из условий педагогического семинара было обучить определенное количество студентов игре на комузе с помощью системы Эн Белги между весенней и летней сессиями, и почти все участники успешно выполнили это условие, добавочно формируясь в группы, для того, чтобы давать частные уроки студентам в группе 10 -13 человек.

Относительно высокая явка заинтересованных студентов в такой короткий период времени не могли не поощрять участников, так как количество студентов находится в прямой зависимости от размера финансовой выгоды. Будучи в состоянии иметь финансовое вознаграждение за работу, особенно когда дело доходит до обучения, становится одной из движущих сил, которая в свою очередь ведет связь с их профессией. Вот поэтому считается, что это идеальное сочетание, когда любимая профессиональная деятельность приносит удовлетворительное финансовое вознаграждение, которое в свою очередь, дает больше стимула и мотивации человеку, чтобы преуспеть в своей деятельности. Поэтому, профессиональный рост и финансовые выгоды, стали одним из сильных мотивирующих факторов для участников, для того, чтобы полностью освоить систему Эн Белги и традиционные народные мелодии. Тем не менее, не все шло так гладко и легко. Одним из основных трудностей летней сессии было учить более сложны мелодии, которые указывают на специальные методы игры руки и разный уровень звука. Были случаи, когда Н. Абдрахманов и Ч. Алымбекова проводили долгие часы, работая индивидуально с каждым участником по технике воспроизведения одной конкретной руки; иногда они не ложились спать до полуночи, обучая новой мелодии. Было видно, как много усилий, воли, настойчивости, терпения и упорного труда каждый участник вкладывал в освоение новых мелодий. В качестве одного из участников, Жакыпов К., сказал: «Вы обращались с нами, как цари, но заставили нас работать в качестве рабов», это слова которые прекрасно описывали ход летней сессии.

Завершающая осенняя сессия

Завершающая осенняя сессия (19-25 ноября) была проведена в Бишкеке, и за такое короткое время участники узнали 7 самых передовых и сложных мелодий (att.6: учебный семинар на тему Эн Белги — программы и доклад осенней сессии). Другие 17 мелодий, полученные в ходе двух предыдущих сессий были полностью освоены и усовершенствованы. Участники стали опытными в чтении музыки на Эн Белги; они также освоили все приемы игры на руке. Участники внедрили систему Эн Белги в их школьные учебные планы и теперь учат других комузистов, предоставляя частные уроки или в рамках официальной школьной программы. Интеграция традиционной методики преподавания, в случае Эн Белги, в систему государственного образования была одной из долгосрочных целей Айгине КИЦ, который уже начал реализацию себя. К концу осенней сессии, у нас было 16 квалифицированных инструкторов обученные системой нот Эн Белги. После прохождения официального экзамена по всем изученным мелодиям и выполнение всех требований, изложенных в соглашении, участникам были вручены сертификат признания в честь полученных ими знаний, как игре на комуз по основе системы Эн Белги. Эта группа стала первой сетью учителей музыки, а также носители традиционной музыки по всей стране, которые имеют право преподавать, сохранять, поощрять традиционные народные мелодии и методики преподавания.

Обучение проводилось в очень позитивной и конструктивной атмосфере; не было никакого разделения как на «учителя» и «ученика» или как «сильный» и «слабый». Все работали вместе, чтобы достичь одной цели, помогая, учиться и учить друг друга; знания передавались через живые действия и взаимодействия. Было сильное чувство единства, совместной работы и духовного подъема.

Помимо обучения Эн Белги, участники также имели возможность погрузиться в загадочный мир священных мест через документальные фильмы, произведённые КИЦ Айгине при поддержке Фонда Кристенсена; пленяться и предаваться рассказу Манаса; очаровываться рассказами о лечебных возможностей мелодий исполненных на комузе, переданные от одного поколения к другому; греться в лучах летнего солнца и окунуться в кристально чистые голубые воды озера Иссык-Куль. Н. Абдрахманов, воспитавший несколько поколений успешных учеников поделился своим опытом, навыками и знаниями о том, как построить крепкие и эффективные отношения между мастером и подмастерьем, которые стали необходимой и практической информацией для участников.

      

Результаты первого года реализации проекта

Как ощутимые результаты первого года реализации проекта, мы можем рассмотреть следующие пункты:

— Формирование сильного ансамбля из 16 человек (которые назвали себя «группой Айгине») с готовым репертуаром песен и мелодий выступления;

— Рождение новой песни Ыссык-Куль, которая стала гимном группы;

— Проведение двух публичных концертов на курорте Марко Поло и во время встречи с представителями кыргызского народа проживающих в Мургаб, Таджикистан.

— Шаг в академическую деятельность — Абдувалиев Б., инструктор игры на комузе из музыкального отдела ОшСУ выбрал работу над традиционными мотивами в работе Н. Абдрахманова вовремя его докторантуры. Второй участник, Жакыпов К., инструктор игры на комузе из НТТУ имени И. Арабаева вместе с Н. Абдрахманова и Айгине КИЦ подготовит учебник по игре на комузе на основе системы Эн Белги для учеников средней и высшей школы;

— Алтынбекова Ч., неофициальный лидер группы и помощник Н. Абдрахманова, начал давать уроки Комуза сотрудникам Айгине КИЦ и с января 2012 года на регулярной основе начнет давать уроки для учителей музыки из Бишкека и для всех желающих научиться играть на комузе;

Конечно, первый год семинара представили определенные проблемы во многом, от процесса отбора, до разработки программы семинара. Группа состава первого года была весьма разнообразна, некоторые являлись профессиональными музыкантами и некоторые были всего любителями без музыкального фона. Как следствие, эта группа работала больше в группах и они создали большой командный дух. В ходе семинара участники сформировали ансамбль под самопровозглашенным названием Эн Белги группы с готовым репертуаром для выступлений. Сила этой группы была в способности каждого участника, чтобы абсорбировать и глубоко проникнуться -духовной и традиционной системой наставничества последовать их примеру своего наставника, Нурака Абдрахманова. К концу семинара, все они начали использовать Эн Белги как часть их школьной программы, а также, проведение обучающих комузу уроков в качестве дополнительного учебного плана  для всех заинтересованных лиц.