- Традиция паломничества на святые места
- Кыргызчылык
- Наставник и ученик
- Ритуалы и обряды
- Сказительство “Манас”
- Тенгрианство
- Устное народное творчество
- Таинственные силы и медицина
- Благодать земли и мастерство
- Традиционные знания других этнических групп, проживающих в Кыргызстане
- Наука невидимого
В этот раздел мы отнесли все, что связано с сакральными знаниями народов, с духовностью, соответствующими ритуалами и обрядами. Святые места как квинтэссенция и выражение (всегда обновляемое, адаптируемое) древних духовных практик людей, проживающих на территории Кыргызстана, и кыргызчылык как традиционный, но отражающий все изменения, происходящие во всех сферах человеческой жизни, институт, заключающий в себе духовные и ритуальные практики, являются основой этого блока. Сюда же относится и традиционная или народная медицина, поскольку в ее основе лежат «принципы» целительства с помощью духов, высших сил.
В пост-советском Кыргызстане идет сложный, неоднозначный дискурс о правильности той традиции ислама, которая сложилась на нашей территории до сегодняшнего дня. Одной из главных оппозиций выступает кыргызчылык и мусулманчылык, где первая сторона обвиняется второй в «неистинности», в связи с практикой паломничества по святым местам и широко распространенными практиками целительства и пророчества. На нашем веб-сайте вы найдете протоколы встреч, где обсуждалось это противостояние, а также мнения наших информантов по вопросу.
Здесь же вы найдете рассказы сказителей эпоса «Манас» и акынов, а также представителей других видов искусств. Сказительство и талант вообще в кыргызской традиционной культуре неразрывны с понятиями касиет (особый дар свыше) и аян (знамение, знак свыше, дающийся во сне или наяву обладателям касиет).
Преемственность, как уже было сказано выше, является одним из главных факторов традиционных знаний. Институт устат-шакирт (наставник и ученик) в духовных и сказительских практиках был и остается самым главным в формировании и становлении носителей духовных традиционных знаний. Еще один раздел веб-сайта содержит рассказы наших собеседников о своих наставниках и учениках.
Другой раздел мы посвятили той информации, которая получена в результате так называемого наития свыше, которое мы называем духовным вестничеством или кайып илими. С первых месяцев работы нашего центра к нам приходят люди, приносят свои рукописи или уже изданные книги, которые они написали в результате внушений свыше.
Нами уже делается анализ собранных материалов. На основе публикуемых нами материалов мы предлагаем открыть дискуссию, например, с элементарного вопроса: что есть подобного в мире, какие вопросы затрагиваются и т.п.? Каждая из изданных нами книг (первая 2007 г. – по результатам исследований в Таласской области на кыргызском и английском языках, вторая 2009 г. – по Иссык-Кульской на кыргызском, русском и английском языках), содержат статьи сотрудников «Айгине», анализирующие различные аспекты, как кыргызчылык и мусульманчылык, общение с духами, месте и роли молдо (мулла) в досоветском обществе и др.[1] на материалах, собранных «Айгине» за 2005-09 годы.
В пост-советском Кыргызстане идет сложный, неоднозначный дискурс о правильности той традиции ислама, которая сложилась на нашей территории до сегодняшнего дня. Одной из главных оппозиций выступает кыргызчылык и мусулманчылык, где первая сторона обвиняется второй в «неистинности», в связи с практикой паломничества по святым местам и широко распространенными практиками целительства и пророчества. На нашем веб-сайте вы найдете протоколы встреч, где обсуждалось это противостояние, а также мнения наших информантов по вопросу.
Здесь же вы найдете рассказы сказителей эпоса «Манас» и акынов, а также представителей других видов искусств. Сказительство и талант вообще в кыргызской традиционной культуре неразрывны с понятиями касиет (особый дар свыше) и аян (знамение, знак свыше, дающийся во сне или наяву обладателям касиет).
Преемственность, как уже было сказано выше, является одним из главных факторов традиционных знаний. Институт устат-шакирт (наставник и ученик) в духовных и сказительских практиках был и остается самым главным в формировании и становлении носителей духовных традиционных знаний. Еще один раздел веб-сайта содержит рассказы наших собеседников о своих наставниках и учениках.
Другой раздел мы посвятили той информации, которая получена в результате так называемого наития свыше, которое мы называем духовным вестничеством или кайып илими. С первых месяцев работы нашего центра к нам приходят люди, приносят свои рукописи или уже изданные книги, которые они написали в результате внушений свыше.
Нами уже делается анализ собранных материалов. На основе публикуемых нами материалов мы предлагаем открыть дискуссию, например, с элементарного вопроса: что есть подобного в мире, какие вопросы затрагиваются и т.п.? Каждая из изданных нами книг (первая 2007 г. – по результатам исследований в Таласской области на кыргызском и английском языках, вторая 2009 г. – по Иссык-Кульской на кыргызском, русском и английском языках), содержат статьи сотрудников «Айгине», анализирующие различные аспекты, как кыргызчылык и мусульманчылык, общение с духами, месте и роли молдо (мулла) в досоветском обществе и др.[1] на материалах, собранных «Айгине» за 2005-09 годы.
[1] См., например: В кн.: Святые места Иссык-Куля: паломничество, дар, мастерство. Бишкек, 2009 статьи: Айтпаева Г.А. Споры вокруг паломничества на святые места среди кыргызских мусульман (СС. 241-256), Алдакеевой Г. Роль и место духов предков в культурной жизни кыргызов (СС. 256-265).