ж | Число, время | Участники, контакты | Общая характеристика группы | Темы и вопросы
Все ФГ без исключения были сосредоточены вокруг совместного обсуждения: 1.возможности/невозможности использования ценностей и убеждений традиционалистских групп для построения благополучного успешного общества 2. поиск механизмов противостояния насилию в самой культуре Все группы выразили готовность к диалогу с гендерными и феминистскими активистами. |
1 | 20 июня, 10.00- 12.30 | 1. Дуйшеев Кубанычбек
2. Аскарбеков Мавлян 3. Раимбек Кадыржан 4. Раимкулов Уран 5. Шейшенбаев Улан |
Мужчины, возраст 42-63 года, большинство – билингвы (кыргызский и русский) , все с высшим образованием, представители организаций “Кырк Чоро” и “Бак Дөөлөт”, а так же представитель госструктуры, пришедший к власти в результате традиционалистских выступлений. | Обсуждение позиции традиционалистов на основе двух кэйсов:
1. освоение природных богатств, конкретно ситуация вокруг Жеруя; 2. Марш 8 марта 2020 Среди ряда сопутствующих тем в ходе обсуждения возник вопрос полового воспитания в школьном образовании и критика “западных” подходов. |
2 | 20 июня, 14.00 – 16.30 | 6. Аалиева Гулзат
7. Асангулова Айдай 8. Жолдубаева Гульшан 9. Сейдахматова Чинара 10. Тажиева Кыял 11. Усенканова Урпия 12. Ырыс Окенова |
Женщины, возраст 38-67 лет, с высшим образованием, три – билингвы (кыргызский и русский), одна – русскоязычная, три – кыргызоязычные, все с высшим образованием , представители организаций “Ала-тоо шаңы”, “Уюткулуу улуу эл”, “Кийиз дүйнө”, три человека – активисты без групповой принадлежности. | Обсуждение позиции традиционалисток на основе двух кэйсов:
1. освоение природных богатств, конкретно ситуация вокруг Жеруя; 2. Марш 8 марта 2020 В ходе обсуждения возникли темы домашнего насилия, традиционных видов наказания женщин. Критика “западных” подходов. |
3 | 24 июня, 12.00-14.00 | 13. Миррахим Токтогулов
14. Замир Ыманкалиев 15. Айбек Байымбетов 16. Аскар Таалайбек уулу 17. Байзак Жолчубеков |
Мужчины, возраст 27-38 лет, два – билингвы (кыргызский и русский), все с высшим образованием, члены молодежного сообщества Ак Шумкар-Кут” | Обсуждение позиции традиционалисток на основе двух кэйсов:
1. освоение природных богатств, конкретно ситуация вокруг Жеруя; 2. Марш 8 марта 2020
|
4 | 28 июня, 13.00-15.00 | 18. Доолот Сыдыков
19. Кубан Алмабеков 20. Камил Мамадалиев 21. Талантаалы Бакчиев
|
Мужчины, 36-65 лет, сказители эпоса “Манас”, два – билингвы, все с высшим образованием, сотрудничают со всеми организациями, работающими с эпосом “Манас” | Фокус на традиционных практиках семейного и гендерного равенства и неравенства. Обсуждение гендерных ролей, заложенных в традициях кыргызов. Выявление оптимальных гендерных моделей согласно эпосу.
Единогласное осуждение сузакского случая насилия над женщиной. Единогласное отрицание его укоренности в традициях. Видение исламского компонента в такого типах насилия.
|
5 | 28 июня, 17.00-19.00 | 22. Аида Эгембердиева
23. Гулжан Койчумова 24. Гулзада Станалиева 25. Рахат Таштемирова
|
Женщины, 40- 65 лет, преподаватели кыргызской литературы в ВУЗах Оша и Бишкека, кандидаты и доктора наук, преподают курсы, содержащие концепты традиционных ценностей. | Фокус на сузакском случае как модели тотальной необразованности и женской бесправности. Видение кэйса в региональной перспективе (север-юг). Анализ его в контексте художественной литературы, в частности, повести Ч. Айтматова “Джамиля”. Признание широкой распространенности гендерного и домашнего насилия
Один из вопросов обсуждения: насколько укоренены/не укоренены практики домашнего и гендерного насилия в культуре и традициях кыргызов. |
6 | 29 июня, 13.00-15.00 | 26. Саламат Садыкова | Саламат Садыкова – певица, народная артистка КР, солистка государственного фольклорного оркестра “Камбаркан”, образец женской независимости и жизненного успеха. | Фокус беседы на личном опыте борьбы за право самовыражения и самоутверждения, на традиционных рамках и современных потребностях. Восприятие сузакского случая как проявления “темноты” и признание широкой распространенности гендерного и домашнего насилия. |
7 | 29 июня, 17.00-19.00 | 27. Рысмендеева Назгуль
28. Исаева Анара 29. Абдрасулова Роза 30. Абдалиева Гулзада
|
Женщины, 40-54 года, одна – русскоязычная, три- кыргызоязычные, преподаватели кыргызской литературы, языка, истории в средне-специальных и высших учреждениях Бишкека, преподают курсы, содержащие традиционные ценности. | Вопросы обсуждения:
Где причины сузакского насилия? Исчезновение традиций воспитания, слабое воспитание женщин, вообще проблемы семейного воспитания. Ала качуу как модель ложных традиций. Семейное порицание женщин, рождающих девочек вместо ожидаемых мальчиков. Судьба Төрөтай в контексте прав человека и нужд сообщества, философии намыс. |
8 | 30 июня, 11.00 | 31. Турсунбаев Салимбай
32. Исаков Рысбай 33. Баялиев Замир 34. Асанов Тилек 35. Сыдыков Кулмат
|
Мужчины, 34-62 лет, сказители эпоса “Манас”, кыргызоязычные, все с высшим образованием, сотрудничают со всеми организациями, работающими с эпосом “Манас” | Основной фокус:
Обсуждение сузакского насилия: лежат ли корни гендерного и домашнего насилия в эпической культуре кыргызов? Не лежат. Сузакский случай как провокация внешних сил для дискредитации кыргызов. Необходимость изучения таких случаев с разных позиций. Распространение такой информации – не решение проблемы. Акцентирование прав семьи решать свои вопросы в закрытом режиме. Фокус на гендерных ролях, заложенных в традициях кыргызов. Примеры гармонии мужчин и женщин. Традиционные публичные формы наказания женщин.
|
9 | 30 июня 14.00-16.00 | 36. Гулсана Атамкулова
37. Токмонова Нургуль 38. Тойчубекова Чолпонай 0700929418 |
Женщины, 35- 42 года, билингвы, члены сообщества “Кийиз дуйно”
|
Вопросы обсуждения:
Нужно ли делать сузакский случай предметом общественного обсуждения? Соседи, коллеги, знакомые, терпящие насилие, – как помочь? Сокрытие болезни приводит к смерти, с одной стороны, чрезмерные обсуждения разрушают семьи, с другой. Позиция “эл эмне дейт?” как мощный фактор сокрытия насилия. Страх, терпение и смирение женщин как факторы, усиливающие насилие. Распад семейных коммуникаций и родственные связи, бессильные перед насилием. Необходимость прививать понимание прав детям с пеленок. Утрата традиционных гендерных ролей в семье как причина насилия. Утрата традиций расширенной семьи и посредников для решения конфликтных ситуаций. Интересы “третьих сторон” в поднятии тем насилия. Личная помощь в ситуациях насилия.
|
10 | 30 июня 17.00-19.00 | 39. Абдыжапаров Эрнис
40. Жумадин Кадыров 41. Түмонбаев Шазаадан |
Мужчины, 40-61 год, билингвы, с высшим образованием, представители группы “жайсанчылар”, в 2012- 2015 подверглись беспрецедентой травле со стороны широкой общественности за распространение новой письменной версии эпоса как “чуждой” фальсификации. | Вопросы обсуждения:
Почему кыргызы сопротивляются новшествам, возникающим в культурной сфере? В чем причины беспрецедентной травли версии “Айкөл Манас”? Не является ли основной причиной гендерный аспект, женское лидерство в трансляции версии? Почему женщина избрана высшими силами для обнародования новой версии эпоса? Осознается ли сторонниками группы гендерный сдвиг, наблюдаемый в новой версии эпоса? Есть ли почва для сравнение общественных атак на Бюбю Мариям с атаками на организаторов выставки Феминнале (2019) и положением сузакской женищины? Где искать корни подавления и насилия над женщинами? Традиционное гендерное разделение гендерных ролей, прав и обязанностей среди кыргызов. Роль ислама в снижении статуса женщин. Советский строй как полный слом традиционных схем и моделей кыргызов. Модели передачи власти/управления женщинам в эпическом наследии. |
11 | 1июля
11.00 -13.00 |
42. Абджалбекова Ардакбубу
43. Туменбаева Чолпон 44. Абдыкеева Бермет
|
Женщины, 47- 74 года, две билингвы и с высшим образованием, представители групп “Энелер мектеби” и “Кыргыз жолу”. | Вопросы обсуждения:
Неукоренность сузакского случая в кыргызских традициях, необходимость смотреть на ситуацию с разных позиций. Зөөкүрлүк – жестокость как индивидуальная характеристика, не этническая, не религиозная, не региональная. Гендерное распределение ролей в традиции. Патриархальный контроль женщин в крови кыргызов. Ведущая роль и ответственность современных женщин для изменения этой традиции. Устаревание пословиц в современном контексте.
|
12 | 1 июля 14.00-16.00 | 45. Орозбекова Жылдыз
46. Келбаева Мээрим 47. Гулина Жамгырчиева |
Женщины, 50-57 лет, кыргызоязычные, специалисты по эпосу “Манас” и устному народному творчеству, доктора наук, продвигающие традиционные ценности через преподавание и пропаганду эпоса “Манас” | Фокус обсуждения:
Сузакский случай, решение женщины отозвать иск как вершина айсберга насилия. Как колокол, бьющий в набат о массовом нарушении прав женщин. Как символ приниципиально вторичного положения женщины в нашем обществе, после мужчины и при мужчине. Необходимость общественного осуждения сузакского насилия и проведение соответствующих общественных мероприятий. Нарк как свод традиций кыргызов, в котором нет места насилию и его оправданию. Адат – как свод повседневных неписанных правил, которые дают оправдание насилию. Неписанные правила, родственные отношения и дети как факторы, ломающие сопротивление женщин. Традиционные формы наказания для непокорных женщин (колыбель из колючки) и традиционные виды сопротивления отцов таким формам наказания дочерей. Права женщин в культурном и эпическом наследии кыргызов, права девочек, жен и матерей. Необходи- мость воспитания самоуважения в женщинах. Необходимость пропаганды примеров гендерного равенства и уважения из эпической культуры. Соотношение прав и обязанностей мужчин и женщин в традиционном обществе. Большее общественное давление на девочек. Западное, религиозное, арабское влияния, питающие новые виды насилия. Необходимость равного соблюдения прав мужчин и женщин через права семьи. Причины отсутствия широкой общественной мобилизации против гендерного насилия. Отсутствие женской солидарности. Повседневные пути сопротивления. |
13 | 1 июля 17.00-18.20 | 48. Бердибек Жумабаев
49. Алманбет |
Мужчины, 37 и 70 лет, один – с высшим образованием, билингва. Представители движений “Даанышман кеңеш” и “ Уюткулуу улуу эл”.
|
Фокус обсуждения:
Поиск “своего пути” в традициях после распада СССР, вклад интеллектуалов в возрождение “кыргыз таануу”(кыргызоведения) в условиях идеологического вакуума. Анализ случая Бурулай и сузакского насилия. Влияние ислама на резкое гендерное разделение и усиление насилия в отношении женщин. Необходимость восстановления традиционных концепций аял – жаратман (женщина – дающая жизнь) и в целом традиционных гендерных ролей. Анализ понятия кызыл камчы (муж, избивающий жену плеткой до крови). Камчы как символ мужской власти, не соответствующий современным реалиям. Слабость государства и коррупция как факторы, усиливающий насилие. Колдон алуу (взятие с рук) и сөйкө салуу (сватовство через надевание сережек) как традиционные альтернативы ала качуу. Семейное воспитание как одна из причин насилия. Цифровизация и разрушающее воздействие западной культуры. Однополые браки как противоестественный феномен. Необходимость введения в современную Конституцию раздела нарк – традиционных законов и норм. Теңирчилик – как идеология равенства, в том числе, генрдерного. |
14 | 2 июля
14.00-15.20 |
50. Калбүбү Сариева
51. Айсулуу Көкөева 52. Айсулуу Эсен кызы |
Женщины, 40-65 лет, кыргызоязычные, представители творческих кругов. | Фокус обсуждения:
Неизбежное существование в определенных рамках типа “эл эмне дейт” (что люди скажут). Невозможность/сложность идентификации традиционалистов вне конкретного контекста или традиции. Традиции национальные и религиозные. До какого предела должны соблюдаться традиции? Воспитание сообществами и личный выбор. Ложные ценности, рожденные окружением. Вклад традиций в развитие общества. Оценка событий, посвященных защите прав женщин, в частности, Феминнале 2019 и 8 марта 2020. Разрыв между местными традициями и “элитарного искусства”. Поиск и необходимость золотой середины. Легализация “западных” подходов и невнимание к местным проблемам. |
15 | 3 июля 11.00-13.00 | 53. Чолпон Алымбекова
54. Гулзина Нураева 55. Суйун Жолубаева 56. Беккулиева Анара
|
Женщины, 52-65 лет, кыргызоязычные, две – билингвы, все с высшим образованием, музыканты, члены сообщества “Миң комузчу”. | Вопросы обсуждения:
Работа с традиционным музыкальным инструментом и степень осознания себя традиционалистками в городском и сельском контекстах. Типы и причины нынешнего насилия над женщинами; ситуация фактического многоженства и ее возможная легализация. |
ФГ 16 | 3 июля 14.00-16.00 | 57. Бубуира Исаева
58. Майрам Мамбетова |
Женская, творческая | Современное положение женщин в стране и их традиционные причины
Две участницы поделились личным опытом “ала качуу”. Обе были насильственно украдены в начале 90-х в сельской глубинке. Одна смогла перешагнуть все традиции и ушла, вторая подчинилась традициям и смогла построить семью. Обе женщины считают “ала качуу” социальным злом и насилием, которое необходимо наказывать |
Фг 17 | 3 июля 17.00-18.30 | 59. Гулина Мукашева
60. Венера Турдакунова |
Женщины, высшее образование, билингвы. | Социальная трансформация традиций, в том числе, детских ритуалов. Смещение в них фокуса на “престижность”, демонстрацию достижения взрослых. Отсутствие а) системы воспитания, б) отсутствие областных/сельских сетевых сообществ защиты женщин, в) отсутствие должного наказания насильников как причины сузакского насилия. Неукорененность сузакского насилия в традициях кыргызов. Незадействованность традиционных механизмом против насилия, а главное, против его профилактики. Задействованность традиционных механизмов в усмирении и покорении женщин. Случай Бурулай не становится уроком. Феминнале как акт защиты женщин, бесполезный в местной культуре. |
ФГ 18 | 4 июля
11.00- 13.00 |
61. Чолпон Сулайманова
62. Жайлоогул Муканбетова 63. Гулзада Борбукова 64. Мээрим Байгожоева 65. Долот Рысбаев
|
Смешанная, 30- 45 лет, два – русскоязычные, три – кыргызоязычные, все с высшим образованием, представители сообщества “Кийиз дүйнө” | Вопросы обсуждения:
Традиционное четкое распределение гендерных ролей как основа ненасилия. Исчезновение традиционных духовных норм воспитания, усиление влияния внешних культур как основа насилия. Усиление, обострение негативных тем как подпитка насилия. Вопрос прощения – наказания, в традициях нет вседозволенности. Примирение в сузакском случае как негативный пример для общества и особенно молодежи. Отсутствие качественного образования, в частности, курсов полового воспитания в школах. С опорой на культуру, традиционные знания, с мерой. Причины неприятия существующих способов и путей противостояния гендерному насилию – что можно предложить взамен? Воспитание через повседневные действия с опорой на традиционные ценности, но с учетом требований времени. Необходимость долгосрочных проектов (5-10 лет) вместо криков на митингах. |
ФГ 19 | 4 июля
14.00-16.00 |
66. Мочон Айтбаева
67. Адыл Алдаяров 68. Эркин Шаршембиев |
Смешанная, 65-70 лет, билингвы, двое с высшим образованием. Семья, дочь которых была убита 18 лет назад мужем насильником | Вопросы обсуждения:
Роль традиций в отношении к насилию. Как родители могут распознать насилие и помочь дочерям? Как соседи и родственники могут помочь? Как противостоять давлению сообщества после преступления и добиться наказания насильника. |
ФГ 20 | 4 июля
17.00-19.00 |
69. Майрамкул Асаналиев
70. Шаршенаалы Кожояров |
Мужчины, 50 и 65 лет, кыргызоязычные, с высшим образованием, представители творческих профессий | Фокус обсуждения:
Роль традиционалистских групп, сохраняющих культурные ценности. Понимание “кыргыздын ар-бир кызы кымбат” (ценна каждая кыргызская девушка, женщина”), осуждение сузакского насилия как “мужского зверства”. Увеличение локальных точек традиционного воспитания Ордо и Энелер мектеби (Школа матерей) и причины отсутствия мобилизации традиционалистских групп и представителей против гендерного насилия. Негативные последствия Феминнале. Утраченные модели гендерного равноправия. Отсутствие общей системы традиционалистов и наличие десятка взаимоисключающих идеологий как . причина насилия. Насколько возможно и нужно сохранять свои традиции в эпоху глобализации? Гендерное насилие как явление общества потребления, купли-продажи. |