Описание фокус-групп

ж Число, время Участники, контакты Общая характеристика группы Темы и вопросы

Все ФГ без исключения были сосредоточены вокруг совместного обсуждения:  1.возможности/невозможности  использования ценностей и убеждений традиционалистских групп для построения благополучного успешного общества

2. поиск механизмов противостояния насилию в самой культуре

Все группы выразили готовность к диалогу с гендерными и феминистскими активистами.

 1 20 июня, 10.00- 12.30 1.    Дуйшеев Кубанычбек

2.    Аскарбеков Мавлян

3.    Раимбек Кадыржан

4.    Раимкулов Уран

5.    Шейшенбаев Улан

Мужчины, возраст 42-63 года, большинство – билингвы (кыргызский и русский) , все с высшим образованием, представители организаций “Кырк Чоро” и “Бак Дөөлөт”, а так же представитель госструктуры, пришедший к власти в результате традиционалистских выступлений. Обсуждение позиции традиционалистов на основе двух кэйсов:

1. освоение природных богатств, конкретно ситуация вокруг  Жеруя;

2. Марш 8 марта 2020

Среди ряда сопутствующих тем в ходе обсуждения возник  вопрос полового воспитания в школьном образовании и критика “западных” подходов.

2 20 июня, 14.00 – 16.30 6.       Аалиева Гулзат

7.       Асангулова Айдай

8.       Жолдубаева Гульшан

9.       Сейдахматова Чинара

10.   Тажиева Кыял

11.   Усенканова Урпия

12.   Ырыс Окенова

Женщины, возраст 38-67 лет,  с высшим образованием, три – билингвы (кыргызский и русский), одна – русскоязычная, три – кыргызоязычные,  все с высшим образованием , представители организаций “Ала-тоо шаңы”, “Уюткулуу улуу эл”, “Кийиз дүйнө”, три человека – активисты без групповой принадлежности. Обсуждение позиции традиционалисток на основе двух кэйсов:

1. освоение природных богатств, конкретно ситуация вокруг  Жеруя;

2. Марш 8 марта 2020

В ходе обсуждения возникли темы домашнего насилия, традиционных видов наказания женщин. Критика “западных” подходов.

3 24 июня, 12.00-14.00 13.   Миррахим Токтогулов

14.   Замир Ыманкалиев

15.   Айбек Байымбетов

16.   Аскар Таалайбек уулу

17.   Байзак Жолчубеков

Мужчины, возраст 27-38 лет,  два – билингвы (кыргызский и русский), все с высшим образованием, члены молодежного сообщества Ак Шумкар-Кут” Обсуждение позиции традиционалисток на основе двух кэйсов:

1. освоение природных богатств, конкретно ситуация вокруг  Жеруя;

2. Марш 8 марта 2020

 

 

4 28 июня, 13.00-15.00 18.   Доолот Сыдыков

19.   Кубан Алмабеков

20.   Камил  Мамадалиев

21.   Талантаалы Бакчиев

 

Мужчины, 36-65 лет, сказители эпоса “Манас”, два – билингвы,  все с высшим образованием, сотрудничают со всеми организациями, работающими с эпосом “Манас” Фокус на традиционных практиках семейного и гендерного  равенства и неравенства. Обсуждение гендерных ролей, заложенных в традициях кыргызов. Выявление оптимальных гендерных моделей согласно эпосу.

Единогласное осуждение сузакского случая насилия над женщиной. Единогласное отрицание его укоренности в традициях. Видение исламского компонента в такого типах насилия.

 

5 28 июня, 17.00-19.00 22.   Аида Эгембердиева

23.   Гулжан Койчумова

24.   Гулзада Станалиева

25.   Рахат Таштемирова

 

Женщины, 40- 65 лет, преподаватели кыргызской литературы в ВУЗах Оша и Бишкека, кандидаты и доктора наук, преподают курсы, содержащие концепты традиционных ценностей. Фокус на сузакском случае как модели тотальной необразованности и женской бесправности. Видение кэйса в региональной перспективе (север-юг). Анализ его в контексте художественной литературы, в частности, повести Ч. Айтматова “Джамиля”.  Признание широкой распространенности гендерного и домашнего насилия

Один из вопросов обсуждения: насколько укоренены/не укоренены практики домашнего и гендерного насилия в культуре и  традициях кыргызов.

6 29 июня, 13.00-15.00 26.   Саламат Садыкова Саламат Садыкова – певица, народная артистка КР, солистка государственного фольклорного оркестра  “Камбаркан”, образец женской независимости и жизненного успеха. Фокус беседы на личном опыте борьбы за право самовыражения и самоутверждения, на традиционных рамках и современных потребностях. Восприятие сузакского случая как проявления “темноты” и признание широкой распространенности гендерного и домашнего насилия.
7 29 июня, 17.00-19.00 27.   Рысмендеева Назгуль

28.   Исаева Анара

29.   Абдрасулова Роза

30.   Абдалиева Гулзада

 

 

Женщины, 40-54 года, одна – русскоязычная, три- кыргызоязычные,   преподаватели кыргызской литературы, языка, истории в средне-специальных и высших учреждениях Бишкека, преподают курсы, содержащие традиционные ценности. Вопросы обсуждения:

Где причины сузакского насилия? Исчезновение традиций воспитания, слабое воспитание женщин, вообще проблемы семейного воспитания.

Ала качуу  как модель ложных традиций. Семейное порицание женщин, рождающих девочек вместо ожидаемых мальчиков.

Судьба Төрөтай в контексте прав человека и нужд сообщества, философии намыс.  

8 30 июня, 11.00 31.   Турсунбаев Салимбай

32.   Исаков Рысбай

33.   Баялиев Замир

34.   Асанов Тилек

35.   Сыдыков Кулмат

 

Мужчины, 34-62 лет, сказители эпоса “Манас”, кыргызоязычные, все с высшим образованием, сотрудничают со всеми организациями, работающими с эпосом “Манас” Основной фокус:

Обсуждение сузакского насилия: лежат ли корни гендерного и домашнего насилия в эпической культуре кыргызов? Не лежат. Сузакский случай как провокация внешних сил для дискредитации кыргызов.  Необходимость изучения таких случаев с разных позиций. Распространение такой информации – не решение проблемы. Акцентирование прав семьи решать свои вопросы в закрытом режиме.

Фокус на гендерных ролях, заложенных в традициях кыргызов. Примеры гармонии мужчин и женщин.

Традиционные публичные формы наказания женщин.

 

 

9 30 июня 14.00-16.00 36.   Гулсана Атамкулова

37.   Токмонова Нургуль

38.   Тойчубекова Чолпонай 0700929418

Женщины, 35- 42 года, билингвы, члены сообщества “Кийиз дуйно”

 

Вопросы обсуждения:

Нужно ли делать сузакский случай предметом общественного обсуждения? Соседи, коллеги, знакомые, терпящие насилие, – как помочь?  Сокрытие болезни приводит  к смерти, с одной стороны, чрезмерные обсуждения разрушают семьи, с другой. Позиция “эл эмне дейт?” как мощный фактор сокрытия насилия. Страх, терпение и смирение женщин как факторы, усиливающие насилие. Распад семейных коммуникаций и родственные связи, бессильные перед насилием. Необходимость прививать понимание прав  детям с пеленок. Утрата традиционных гендерных ролей в семье как причина насилия. Утрата традиций расширенной семьи и посредников для решения конфликтных ситуаций. Интересы “третьих сторон” в поднятии тем насилия. Личная помощь в ситуациях насилия.

 

10 30 июня 17.00-19.00 39.   Абдыжапаров Эрнис

40.   Жумадин Кадыров

41.   Түмонбаев Шазаадан

Мужчины, 40-61 год, билингвы, с высшим образованием, представители группы “жайсанчылар”, в 2012- 2015 подверглись  беспрецедентой травле со стороны широкой общественности за  распространение новой письменной версии эпоса как “чуждой” фальсификации. Вопросы обсуждения:

Почему кыргызы сопротивляются новшествам, возникающим в культурной сфере? В чем причины беспрецедентной травли версии “Айкөл Манас”? Не является ли основной причиной гендерный аспект, женское лидерство в трансляции версии? Почему женщина избрана высшими силами для обнародования новой версии эпоса? Осознается ли сторонниками группы гендерный сдвиг, наблюдаемый в новой версии эпоса? Есть ли почва для сравнение общественных атак на Бюбю Мариям с атаками на организаторов выставки Феминнале (2019) и положением сузакской женищины? Где искать корни подавления и насилия над женщинами? Традиционное гендерное разделение гендерных ролей, прав и обязанностей среди кыргызов.  Роль ислама в снижении статуса женщин. Советский строй как полный слом традиционных схем и моделей кыргызов. Модели передачи власти/управления  женщинам в эпическом наследии.

11 1июля

11.00 -13.00

42.   Абджалбекова Ардакбубу

43.   Туменбаева Чолпон

44.   Абдыкеева Бермет

 

Женщины, 47- 74 года, две  билингвы и с высшим образованием, представители  групп “Энелер мектеби” и “Кыргыз жолу”. Вопросы обсуждения:

Неукоренность сузакского случая в кыргызских традициях, необходимость смотреть на ситуацию с разных позиций. Зөөкүрлүк – жестокость как индивидуальная характеристика, не этническая, не религиозная, не региональная. Гендерное распределение ролей в традиции. Патриархальный контроль женщин в крови кыргызов. Ведущая роль и ответственность современных женщин для изменения этой традиции.  Устаревание пословиц в современном контексте.

 

12 1 июля 14.00-16.00 45.   Орозбекова Жылдыз

46.   Келбаева Мээрим

47.   Гулина Жамгырчиева

Женщины, 50-57 лет, кыргызоязычные, специалисты по эпосу “Манас” и устному народному творчеству, доктора наук, продвигающие традиционные ценности через преподавание и пропаганду эпоса “Манас” Фокус обсуждения:

Сузакский случай, решение женщины отозвать иск  как вершина айсберга насилия. Как колокол, бьющий в набат о массовом нарушении прав женщин. Как символ приниципиально вторичного положения женщины в нашем обществе, после мужчины и при мужчине. Необходимость общественного осуждения сузакского насилия и проведение соответствующих общественных мероприятий.

Нарк как свод традиций кыргызов, в котором нет места насилию и его оправданию. Адат – как свод повседневных неписанных правил, которые дают оправдание насилию.  Неписанные правила, родственные отношения и дети как факторы, ломающие сопротивление  женщин.

Традиционные формы наказания для непокорных женщин (колыбель из колючки) и традиционные виды сопротивления отцов таким формам наказания дочерей.

Права женщин в культурном и эпическом наследии кыргызов, права девочек, жен и матерей. Необходи- мость воспитания самоуважения в женщинах.   Необходимость пропаганды примеров гендерного равенства и уважения из эпической культуры. Соотношение прав и обязанностей  мужчин и женщин в традиционном обществе. Большее общественное давление на девочек.

Западное, религиозное, арабское влияния, питающие новые виды насилия. Необходимость равного соблюдения прав мужчин и женщин через права семьи.

Причины отсутствия широкой общественной мобилизации против гендерного насилия. Отсутствие женской солидарности. Повседневные пути сопротивления.

13 1 июля 17.00-18.20 48.   Бердибек Жумабаев

49.   Алманбет

Мужчины,  37 и 70 лет, один – с высшим образованием, билингва. Представители движений “Даанышман кеңеш” и “ Уюткулуу улуу эл”.

 

Фокус обсуждения:

Поиск “своего пути” в традициях после распада СССР, вклад интеллектуалов в возрождение  “кыргыз таануу”(кыргызоведения) в условиях идеологического вакуума. Анализ случая Бурулай и сузакского насилия. Влияние ислама на резкое гендерное разделение и усиление насилия в отношении женщин.

Необходимость восстановления традиционных концепций аял – жаратман (женщина – дающая жизнь) и в целом традиционных гендерных ролей. Анализ понятия кызыл камчы (муж, избивающий жену плеткой до крови). Камчы как символ мужской власти,  не соответствующий современным реалиям. Слабость государства и коррупция как факторы, усиливающий насилие. Колдон алуу (взятие с рук) и  сөйкө салуу (сватовство через надевание сережек) как традиционные альтернативы ала качуу. Семейное воспитание как одна из причин насилия. Цифровизация и разрушающее воздействие западной культуры. Однополые браки как противоестественный феномен. Необходимость введения в современную Конституцию раздела нарк – традиционных законов и норм. Теңирчилик –  как идеология равенства, в том числе, генрдерного.

14 2 июля

14.00-15.20

50.   Калбүбү Сариева

51.   Айсулуу Көкөева

52.   Айсулуу Эсен кызы

Женщины, 40-65 лет, кыргызоязычные, представители творческих кругов. Фокус обсуждения:

Неизбежное существование в определенных рамках типа “эл эмне дейт” (что люди скажут). Невозможность/сложность идентификации традиционалистов вне конкретного контекста или традиции. Традиции национальные и религиозные. До какого предела должны соблюдаться традиции? Воспитание сообществами и личный выбор. Ложные ценности, рожденные окружением. Вклад традиций в развитие общества.

Оценка событий, посвященных защите прав женщин, в частности, Феминнале 2019 и 8 марта 2020. Разрыв между местными традициями и “элитарного искусства”. Поиск и необходимость золотой середины. Легализация “западных” подходов и невнимание к местным проблемам.

15 3 июля 11.00-13.00 53.   Чолпон Алымбекова

54.   Гулзина Нураева

55.   Суйун Жолубаева

56.   Беккулиева Анара

 

Женщины, 52-65 лет, кыргызоязычные, две – билингвы, все с высшим образованием, музыканты, члены сообщества “Миң комузчу”. Вопросы обсуждения:

Работа с традиционным музыкальным инструментом и степень осознания себя традиционалистками в городском и сельском контекстах. Типы и причины нынешнего насилия над женщинами; ситуация фактического многоженства и ее возможная легализация.

ФГ 16 3 июля 14.00-16.00 57.   Бубуира Исаева

58.   Майрам Мамбетова

Женская, творческая Современное положение женщин в стране и их традиционные причины

Две участницы поделились личным опытом “ала качуу”. Обе были насильственно украдены  в начале 90-х в сельской глубинке. Одна смогла перешагнуть все традиции и ушла, вторая подчинилась традициям и смогла построить семью. Обе женщины считают “ала качуу” социальным злом и насилием, которое необходимо наказывать

Фг 17 3 июля 17.00-18.30 59.   Гулина Мукашева

60.   Венера Турдакунова

Женщины, высшее образование, билингвы. Социальная трансформация традиций, в том числе,  детских ритуалов. Смещение в них фокуса на “престижность”, демонстрацию достижения взрослых. Отсутствие а) системы воспитания, б) отсутствие областных/сельских сетевых сообществ защиты женщин, в) отсутствие должного наказания насильников как причины сузакского насилия. Неукорененность сузакского насилия в традициях  кыргызов.  Незадействованность традиционных механизмом против насилия, а главное, против его профилактики.  Задействованность традиционных механизмов в усмирении и покорении женщин. Случай Бурулай не становится уроком. Феминнале как акт защиты женщин, бесполезный в местной культуре.
ФГ 18 4 июля

11.00- 13.00

61.   Чолпон Сулайманова

62.   Жайлоогул Муканбетова

63.   Гулзада Борбукова

64.   Мээрим Байгожоева

65.   Долот Рысбаев

 

Смешанная, 30- 45 лет, два – русскоязычные, три – кыргызоязычные, все с высшим образованием,  представители сообщества “Кийиз дүйнө” Вопросы обсуждения:

Традиционное четкое распределение гендерных ролей как основа ненасилия.  Исчезновение традиционных духовных норм воспитания, усиление влияния внешних культур как основа насилия. Усиление, обострение негативных тем как подпитка насилия.

Вопрос прощения – наказания, в традициях нет вседозволенности. Примирение в сузакском случае как негативный пример для общества и особенно молодежи.

Отсутствие качественного образования, в частности, курсов полового воспитания в школах. С опорой на культуру, традиционные знания, с мерой.

Причины неприятия существующих способов и путей противостояния гендерному насилию – что можно предложить взамен? Воспитание через повседневные действия с опорой на традиционные ценности, но с учетом требований времени.  Необходимость долгосрочных проектов (5-10 лет) вместо криков на митингах.

ФГ 19 4 июля

14.00-16.00

66.   Мочон Айтбаева

67.   Адыл Алдаяров

68.   Эркин Шаршембиев

Смешанная, 65-70 лет, билингвы, двое с высшим образованием. Семья, дочь которых была убита 18 лет назад мужем насильником Вопросы обсуждения:

Роль традиций в отношении к насилию.  Как родители могут распознать насилие и помочь дочерям? Как соседи и родственники могут  помочь? Как противостоять давлению сообщества после преступления и добиться наказания насильника.

ФГ 20 4 июля

17.00-19.00

69.   Майрамкул Асаналиев

70.   Шаршенаалы Кожояров

Мужчины, 50 и 65 лет, кыргызоязычные, с высшим образованием, представители творческих  профессий Фокус обсуждения:

Роль традиционалистских групп, сохраняющих культурные ценности. Понимание “кыргыздын ар-бир кызы кымбат” (ценна каждая кыргызская девушка, женщина”), осуждение сузакского насилия как “мужского зверства”.  Увеличение локальных точек традиционного воспитания Ордо и Энелер мектеби (Школа матерей) и причины отсутствия мобилизации традиционалистских групп и представителей против гендерного насилия. Негативные последствия Феминнале. Утраченные модели гендерного равноправия.

Отсутствие общей системы традиционалистов и наличие десятка взаимоисключающих идеологий как . причина насилия.  Насколько возможно и нужно сохранять свои традиции в эпоху глобализации? Гендерное насилие как явление общества потребления, купли-продажи.