Картирование и сетевой анализ традиционалистских групп в КР для формирования диалога и продвижения культуры ненасилия в стране

Контекст проекта:

В последние годы активизировались группы и отдельные люди, энергично противостоящие представителям феминистских организаций и активистам ЛГБТ. Они называют себя «традиционалистами” и защитниками «традиционных ценностей”. Феминнале-2019 завершилось ответными выступлениями традиционных сообществ и мгновенными административными мерами, принятыми на уровне Министерства Культуры и Информации. Столкновение 8 марта 2020 имело характер, угрожающий безопасности организаторов митинга. Атака оппонентов феминистов и ЛГБТ отличалась четкой скоординированностью и агрессивностью действий. Главным противником назвали “Кырк чоро” –организацию, которая придерживается традиционной идеологии. Однако представители “Кырк чоро”, принявшие участие в данном проекте, опровергли участие в агрессивной атаке. Случай 8 марта 2020 года, вкупе с другими конфликтными ситуациями, обострил вопрос: кто такие традиционалисты, противостоящие повесткам феминистов и групп ЛГБТ? Реализация проекта проходила в период пандемии, чрезвычайного положения и карантина. Согласно сведениям из СМИ и соцсетей, в этот период в стране увеличились случаи домашнего и гендерного насилия. Сузакский случай стал трагически наглядным примером мужской власти и женского бесправия. Отзыв жертвой заявления показал, в определенной степени, бессилие

2государства и международных правозащитных организаций перед местными механизмами решения гендерных конфликтов. Сузакский случай, кроме всего прочего, ставит на повестку дня необходимость включения в борьбу против гендерного насилия местных акторов, а именно –кыргызоязычных активистов и групп традиционного направления. Выпадение этих групп из поля зрения международных организаций рождает новые конфликты и не позволяет реализовать гендерно-трансформативную политику. Изучение традиционных групп и активистов, понимание их логики и аргументов важно для того, чтобы выстраивать обсуждение и добиваться компромиссов и изменений при решении гендерных вопросов. Условия реализации проекта. Реализация проекта началась в самый разгар эпидемии ковид-19 и прошла в форс-мажорных обстоятельствах. В первую очередь, эпидемия повлияла на сроки реализации, они были существенно растянуты из-за болезни исполнителей и участников проекта. Все планы пришлось кардинально менять и корректировать. Запланированные оффлайн мероприятия были переведены в онлайн режим. Для этого пришлось не только самим обучиться, но и обучить сотню людей, далеких от электронных форм общения, основам использования интернет платформ. Из 20 запланированных групповых встреч в живом общении прошли только две. Из 4 плановых модераторов трое заболели после первых встреч и в дальнейшем не смогли принимать участие в работе. Оба ассистента проекта, которые должны были заниматься анкетированием, заболели вскоре после подписания контракта. Для работы с анкетами были привлечены и проинструктированы 4 новых человека. Мы не смогли вовлечь в анкетирование и фокус-общение десятки активистов традиционализма, которые  направленно интересовали, по причине их болезни или отсутствия у них онлайн связи. Медотология включения. При всей сложности и непредсказуемости ситуации мы придерживались заявленной методологии партисипаторного исследования в действии (ParticipatoryAction Research). Традиционалисты не только изучались, но участвовали в разработке проектных тем, поиску выходов из конфликтов. В условиях пандемии основной формой взаимодействия было целевое онлайн общение с отобранными активистами. Было так же выполнено картирование традиционалистов, которое показывает основные сообщества и взаимоотношения субъектов. Изначально проект был задуман как качественное исследование. Полученные в ходе исследования данные не могут отвечать требованиям репрезентативности.

Итоговые продукты.

Несмотря на непредвиденные трудности, мы выполнили запланированный объем работы и создали следующие продукты: • аналитическая карта субъектов традиционализма, где показаны сферы сосредоточения традиционалистов и платформы взаимодействия между ними. • анализ основных позиций (сходства, расхождения) традиционалистов по ключевым темам: права человека, гендер (функции и роли мужчин и женщин), границы солидарности (свой –чужой), политика, религия, этнос (нация) • предложения по стратегическим подходам и направлениям для продвижения гендерного равенства и ненасилия в стране.