Академический путь продвижения биокультурного биоразнообразия.

В ноябре 2015 директор КИЦ Айгине Гульнара Айтпаева приняла участие в 4 международном коллоквиуме SEECHAC (Европейское общество изучения цивилизаций Гималаев и Центральной Азии), который состоялся в Гейдельберге, Германия. Коллоквиум нынешнего года был посвящен теме «Религиозные возрождения и артистический Ренессанс в Центральной Азии и Гималаях — прошлое и настоящее». Г. Айтпаева представила на обсуждение доклад «Сакральная география Кыргызстана: соединение духовности и творчества», который основывался на материалах исследований КИЦ Айгине 2005-2014 годов, выполненных в рамках проектов Фонда Кристенсена.

В центре доклада была сеть святых мест Кыргызстана или сакральная география страны как поле социальной жизни. Это поле порождает активность и поиск справедливости в обществе. Здесь вырабатываются социально-ориентированные духовные и артистические практики. Они нацелены на привнесение позитивных изменений в общественно-политическое пространство страны.

Осенью 2015 сотрудник КИЦ Айгине Айбек Самаков  получил степень магистра Института природных ресурсов  Университета Манитобы, Канада. Академические связи между КИЦ Айгине и  Университетом Манитобы  в  лице  научного  руководителя Айбека, доктора Фикрета Беркеса, были установлены во время семинара по биокультурному разнообразию, организованному ЦБР КНАУ и поддержанному Фондом Кристенсена в 2012 году. Магистерская работа А. Самакова является научным продуктом, выросшим  из  исследований  святых  мест,  проведенных  КИЦ Айгине  во  всех  областях  страны (2005-2014) при  поддержке Фонда Кристенсена. Автор рассматривал две модели сохранения биокультурного  разнообразия:  традиционную, общественную — феномен  сакральных  мест  и  современную, государственную  –  создание биосферных территорий. Главный   подход данной работы соответствует миссии КИЦ Айгине об интеграции традиционной мудрости в современные  практики.  Древняя  форма  сохранения  природы  во  всем  ее  разнообразии   в  виде   феномена сакральных мест основана, прежде всего, на эмоциональном  отношении человека к  месту, на духовном единении с определенным пространством (и временем). В настоящее время такой подход, по логике автора,  может вдохнуть живительные силы в государственные   схемы охраны природы, каковой является Иссык—Кульская   биосферная территория. При этом автор сделал акцент и на то, что при гармонизации традиционной и современной моделей сохранения биоразнообразия, легальный статус биосферной территории мог бы способствовать легализациистатуса сакральных мест. КИЦ Айгине полагает, что академическое исследование АйбекаСамакова представляет собой одну из эффективных моделей активизации и распространения обширного традиционного эмпирического материала, который собирают многие грантополучатели  Фонда Кристенсена.