Кулуйпа

Кулуйпа, 67 лет, район Аксы, село Жаны-Жол, Джалал-Абадская область

Сын мой выздоровел с помощью мазара Кара-Жыгач

Вся земля, на которой мы живем, священна. Воды Мал-Калды – это воды множества родников. Да и возле него много других источников. Много мест, куда мы ходим в паломничество: Жылуу-Булак, Кара-Жыгач, Бай-Терек – такие есть мазары. Среди них мазар Кара-Жыгач самый «сильный».

Там много режется скота, если же это слишком накладно, то пекут хлеб, сладости разные, жгут шам, читают куран. Все для готовки есть там же – посуда, очаг. Чтобы посуда не загрязнялась, ее подвешивают высоко на дереве, а казан переворачивают вверх дном на чистую поверхность камня. Если пришел на мазар, то нельзя оставлять там мусор, ломать веточки деревьев, нужно держать это место в чистоте.

Моя мать раньше ходила на пастбище Шайтобо. Каждый раз, проходя мимо этого мазара, мы обычно зажигали шам, читали куран, принимали там пищу и пили воду из близлежащего родника, лишь потом поднимались на гору. Позже родители перебрались на другие пастбища – Шумкар-Ата, Карагайлуу. Так я перестала сюда приезжать. Но как-то мой старший сын заболел и лишь с помощью мазара Кара-Жыгач он исцелился.

Тогда мой сын учился в 10 классе. Оказалось, что дружил он с одной девочкой. А девочка та попала в аварию  и погибла. Сын все думал о ней и, тоскуя, заболел. Я все пыталась его отвлечь, говорила: «Разве нет других девушек?», переживала за него сильно. Он все ходил задумчивый, похудел, ни с кем не хотел разговаривать, даже учебу забросил, а ведь учился он хорошо. Все учителя стали интересоваться, почему сын не ходит в школу. А тот даже слышать о школе не хотел. Потом он стал заговариваться, всембормотал и бормотал что-то себе под нос. Возили его в больницу, там все анализы хорошими выходят. Решили мы тогда обратиться к нетрадиционной медицине. Жил тогда в этих местах мулла узбек по имени Кара-Сакал (черная борода – прим. Перев.). Он и посоветовал нам пойти на Кара-Жыгач, принести жертву, прочитать куран. Два раза мы там побывали, сделали все как полагается. И сыну моему полегчало, настроение его улучшилось, перестал разговаривать сам с собой. А потом и вовсе выздоровел. Поэтому я считаю этот мазар особым, сильным. Многим он помог.

Я слышала про Алымкан – народную целительницу. Она возит людей на мазар Кара-Жыгач, они там ночуют, проводят определенные ритуалы. Много людей к ней приезжают из разных мест. Говорят, что когда люди там ночуют, то у них бывают видения. К примеру, говорят, что там есть белая змея, которая кому-то показывается с верхушки большого дерева, а кому-то – у истока родника. Но мы ничего такого не видели, да и сын мой тоже не упоминал, что видел какие-нибудь необычные вещи. Может, они только тем, кто ночует, показываются. А мы приходили утром и уходили вечером.

Чтобы прийти сюда, нужна вера, нельзя идти, не имея веры. Нужно от всей души возжелать помощи Бога, духов. А ведь та Мекка, куда идет весь мир поклониться, это, по сути, такое же,  место. Туда и добраться нелегко – много денег и времени требуется. А святых мест и у нас полно. И мы должны такие места беречь, ухаживать за ними, чтобы передать в целости и сохранности следующим поколениям.