Сааткан эне, 72 года, район Аксы, село Ак-Суу, Жалал-Абадская область
Я выросла здесь. Мой отец закончил в Бишкеке три университета, работал на высших должностях, а потом стал муллой. Позже он много рассказывал о святых местах, кое-что, о чем говорил, я сейчас вам перескажу.
Давным-давно жила семья пророков. Было в той семье много сыновей и лишь одна дочь, младшенькая Кара-Кыз. Ее братья звались Имам-Ата, Баба-Ата, Падыша-Ата, Камбар-Ата, Чолпон-Ата, и все они были пророками. Однажды на них напали неверные, и гонимые пророки, спасаясь, оказались в разных местах.
Эти пророки были арабами из Аравии. Причина, по которой они бежали из родных мест, была в том, что люди задумали убить пророка Мухаммеда. Весть разнеслась о том, что пророк по имени Мухаммед возведет новую религию и обратит в нее всех людей. И многим было поручено найти и убить Мухаммеда. Однажды кто-то из преследователей увидал его на мосту через реку Нил. Мухаммед оказался очень красивым человеком, голова его была аккуратно обернута чалмой. Поравнявшись, двое преследователей поздоровались с ним, и один из них обменялся с Мухаммедом рукопожатием. А затем спросил, кто он. – Я Мухаммед – последовал ответ. И тогда те двое помня о молве, которая гласила, что всякий, кто коснется руки пророка, неведомым образом обращается в веру, решили, что лучше этой участи – прыжок в воду. Что и сделали, обнявшись, однако, течение реки разделило их и вскоре того, который обменялся рукопожатием с Мухаммедом, вынесло на берег. А его товарища унесло течение. На берегу тем временем началась кровавая битва, много людей полегло в ней. После нее не осталось имама этой местности и когда люди стали вопрошать, кто будет им имамом, то многие указали на человека, который коснулся руки Мухаммеда. Так этот человек стал Имамом-Ата.
Говорят, что можно поклоняться Имам-Ата, потому что этот человек из Мекки, из Аравии. Даже поговаривают, что паломничество сюда, да еще и в Совет-Булан, что в Ала-Буке, приравнивается к религиозному визиту в Мекку, и человека, посетившего эти места, можно назвать ажы. Да, эти места обладают такой силой, что вправе называться второй Меккой, и все это записано в старых книгах. Я слышала об этом от своего дяди, он живет вдоль дороги, в Майлуу-Сае и к нему приезжало много людей из Узбекистана, спрашивали об Имам-Ата. На вопрос, почему они спрашивают об этой местности, они отвечали, что прочитали в старых арабских книгах об этом святом месте, и что те, кто не смог добраться до Мекки, могут совершить паломничество в Имам-Ата, и это равносильно хаджу в Святой Город.
Моя дочь и двое моих близких родственников умерли один за другим. Эти утраты серьезно сказались на моем здоровье, начались проблемы с сердцем. А потом я пошла к Имам-Ата…. Мы и раньше ходили туда, но после болезни я побывала там два раза, видела надписи, мне позволили войти внутрь мавзолея, хотя это не разрешается. Вошла я туда, а затем вышла, пятясь, дабы не показать спину, что было бы проявлением неуважения к месту. После этого я пришла в себя, поправилась, стала ходить.
Когда я была там, шайык того места предупредил, чтобы мы не жгли шам, так как это не приветствуется. Я не приносила в жертву скот, испекла лишь хлеб, да сладости. Когда мы пришли туда, там были паломники то ли из дальнего Сузака, то ли из Базар Коргона, которые закололи скотину. Они нас позвали, уважили меня как старшую, мы выпили чаю, поели мяса, а остальное все раздали людям, жившим неподалеку. Вот так прошло мое паломничество, моя милая.
К Имам-Ата множество людей едет из Узбекистана. Местность здесь красивая, воздух чистый, воды прозрачные, сама земля святая. Ну а если создать здесь все условия, привести в порядок дорогу, то и из дальних земель приезжали бы. Воду из родника люди забирают домой, так как она обладает многими целительными свойствами, в том числе излечивает кожные болезни. Кроме того, среди посещающих эти места много тех, кто хочет иметь детей, обрести счастье, найти свое место в жизни.