Алимбекова Жумакан: Когда я бываю здесь, я чувствую себя очень легко.

Алимбекова Жумакан, 67 лет, пенсионерка, район Аксы, святая местность Тош-Башат, Джалал-Абадская область.

Эх, доченька, мы люди, все дети Бога, потому должны ходить под ним, жить по его заветам. Всегда надо помнить о Боге, вот такие святые места помнить, поклоняться нужно всегда им, раз уж мы мусульмане. Моя покойная мать дожила до 99 лет и всегда нам говорила: «Бог говорит, что всегда помнит о тех, кто помнит о нем, поэтому всегда поминайте Бога, просите о хорошем, и Бог тоже будет помнить о вас, исполнит ваши желания заветные». Сама мама всю жизнь читала намаз, пять раз в день, и сюда тоже ходила, читала куран. Каждый вечер перед сном она проговаривала: «Легла – с покоем, подушка моя – клад, душа моя – …, мольбы мои – о совести, всемогущий Создатель, прими то, о чем молю, я человек, живущий с именем Бога на устах», – и засыпала. Так она прожила почти до ста лет. А ведь те времена было не сравнить с нынешними, полными комфорта. И голод она прошла, и события 16 года и войну. А жила бы она в наше время, может и больше ста лет прожила бы?.. А сегодня не то, чтобы Бога вспоминать, собственную мать бросают. Мы же видим, слышим всякое. Когда мусульмане такое делали?  Богу не по нраву, что люди испортились, а ведь раньше, даже в войну, во время Уркюн[1] многие делились друг с другом куском хлеба и лучше меж собой ладили. В те времена люди больше о Боге думали. Вот мне уже под семьдесят, кто знает, сколько еще проживу. Если не наставлять своих детей, внуков, молодежь, мол, поминайте Бога, берегите земли святые, данные Богом, они откуда это смогут узнать? Я вот пока еще в силах, хожу сюда, кланяться, а когда обессилею, разве ж добраться мне до этих мест? Когда прихожу сюда, мне легко становится, бодрее себя  чувствую. И сейчас пришла, чтобы прочитать куран.  Вы молодые, если будете ходить поклоняться этим местам, и Бог примет, дела ваши поправятся, все желания исполнятся.

Раньше мать моя говорила: «В стародавние времена ходили этой дорогой караваны. Караванщики ехали до места, которое нынче зовется Кербеном, там торговали, а после, дальше – в Узбекистан направлялись, где с узбеками вели торговлю, вот почему это село назвали Кербен[2]. В те времена крупные базары были  в этом Кербене,  в местности Уч-Коргон, и в узбекском Нанае, что за Кербеном. А караванщики направлялись дальше в Наманган. Да и я тоже помню, как мы в основном ездили в Уч-Коргон и в Кербен. Тогда в этих местах не было этого родника. Да и реки полноводной, что в Таш-Кумыре сейчас, не было. Рассказывают, что как-то давно караванщики решили остановиться здесь на ночевку. А их  провизия и запасы воды к тому времени закончились. Был с ними мальчишка один, сирота, которого караванщики везли продавать на рынке рабов. Мальчишка был очень голоден,  хотел пить, но нечем ему было утолить свою жажду и голод. Тогда от плача и усталости, он заснул и увидел сон, в котором он будто стоял на берегу пенящейся бурной реки. Проснулся сирота и увидел, что из того места, куда скатывались его слезы, из склона горы полился родник. Потому и название такое – Тош-Башат»[3]. Мать моя часто говорила: «Этот родник – место святое, орошенное слезами ребенка,  если будете часто поклоняться этому месту, то и ваши желания исполнятся». Я и сейчас говорю это своим детям, и те в свободное время едут сюда поклониться, прочитать куран, берут воду из родника для питья.


[1] Уркюн – массовое беспорядочное бегство, переполох, смятение, так называется конец жестоко подавленного царскими войсками кыргызского восстания 1916 года и бегство кыргызов в Китай.
[2] Кербен – караван

[3] Тош-Башат – тош – нижняя часть горы, склона, угорье, башат – родник.