А Б Д Ж З И К М Н О П С Т У Ш Ы Э
Табыпчы – народный целитель, пользующий в своей практике природные средства и молитвы.
Тамырчы – знахарь, определяющий болезнь по пульсу (15: С.700).
Темир комуз – варган, язычковый музыкальный инструмент.
Теңир (Тенир) – имя бога в древних кочевых культурах тюрко-монгольских народов. Культ Т. – неба, солнца, вселенной – занимал главенствующее место в системе религиозных верований кыргызов, как высшего божества-создателя. Достоверно известно, что одними из первых тенгрианцами были древние хунну. Письменные упоминания об их небопочитании содержатся в китайских хрониках. В широком смысле, тенгрианство – вера и поклонение богу Т., который ассоциировался с небом, как частью космоса, но так же осмыслялся и как небесный дух, и как бог, пребывающий на небе (14: С.59).
Теспе – чётки. Их перебирают для того, чтобы не сбиться со счёта во время чтения и повторения текста из святых писаний.
Топук кылуу – быть воздержанным; быть нетребовательным; воздерживаться от излишеств, дурного (15: С.752).
Төлгөчү – гадальщик на камешках, на альчике косули, по бараньей лопатке, зеркалу, книге, чёткам (7: С.442).
Транс (франц. – оцепенение) – особое состояние сознания; отрешенность, экстаз, «ясновидение» (3: С.98).
Тумар – амулет, талисман. Заклинание, записанное на кусочке бумаги, складывается треугольником и зашивается в ткань. Т. носят либо на шее, либо в подмышках (7: С.449).
Түкүрүкчү, түкүрчү (от түкүрүк – плевок) – знахарь, лечивший от укуса змей и ядовитых насекомых (15: С.779).
Түлөө (от тил\\ – мольба, просьба) – после болезни или несчастного случая, плохого сна проводится обряд жертвоприношения для того, чтобы умилостивить и поблагодарить бога, духов-покровителей, святых духов, духов предков (5: С.435).
Түлөөкана – специальное помещение для осуществления жертвоприношения.
Түлөө берүү – обряд умилостивительного или благодарственного характера c жертвоприношением (7: С.269).