Глоссарий: Ж

А Б Д Ж З И К М Н О П С Т У Ш Ы Э

Жайнамаз – молитвенный коврик; кусок материи или вывернутая наизнанку чистая верхняя одежда, подстилаемые под ноги во время намаза, совершаемого вне мечети (15: С.551).

Жайташ – камешек, якобы находимый в желудке овцы и обладающий способностью вызывать атмосферные осадки, если его соответствующим образом заговорить и опустить в воду (15: С.715). Камень, обладающий магической способностью влиять на погоду (11, Т.1: – С .194).

Жайчы – заклинатель; человек обладающий способностью вызывать изменение погоды с помощью Жайташ или других предметов (15: С.216).

Жамакчы – поэт-импровизатор; певец, сочиняющий и исполняющий мелкие жанры устного народного творчества (15: С.225).

Жамбаш – 1) букв. подвздошная кость; Ж. подается уважаемому гостю; 2) бедро, часть туши (15: С.225).

Жаназа (араб.) – молитва по покойнику, совершаемая перед погребением; заупокойная молитва мусульман (15: С.228).

Жар салуу, жар көтөрүү (букв. клич, оповещение, объявление) – призыв покровителей с помощью произнесения определенных сур из Корана. По мнению некоторых людей «жар» – это энергия вселенной. Жар көтөрүү означает встречу с господом, связь со всем сущим. Этот ритуал осуществляется людьми, носителями Касиет.

Жебирейил (от ар. – Жабраил; рус. Гавриил) – один из архангелов в исламе. Посредник между Богом и пророком (7: С.165). Встречается и как Азирейил – ангел смерти (15: С.242).

Жел кайып – незримое существо, дух (15: С.324-325).

Жети – число семь; число вселенной. Означает полноту и совокупность. Содержа в себе тройку как символ неба и души, и четверку как символ Земли и тела, семерка является первым числом, охватывающим и духовное, и временное. Это – совершенство, уверенность, безопасность, покой, обилие, восстановление целостности, синтез, а также девственность и число Великой Матери (8: С.378-380). Семь – сакральное число кыргызов: семь колен предков (ата, чоң ата, баба, буба, кубар, жете, жото); семь слоёв Земли; семь дней недели, семь лет.

Жети токоч – семь лепешек. Существует народная примета, при несчастном случае или болезни с надеждой об улучшении жизни человека, готовят семь лепешек. Паломники пекут семь лепешек с мыслями, чтобы святое место их приняло благосклонно и помогло с исцелением («Айгине»: со слов народных целительниц, жительниц Таласской области Чонмуруновой Чачыкей и Анарбековой Бюбюшай).

Жыт чыгаруу (букв. извлекать запах) – изготовление по случаю поминок боорсоков (традиционного кыргызского хлеба) или лепешек, когда тесто обжаривается на постном масле или жире. По поверьям кыргызов, издаваемый запах масла насыщает духов предков.