Глоссарий: Д

А Б Д Ж З И К М Н О П С Т У Ш Ы Э

Даарат (ар.) – в исламе: ритуальное омовение, которое осуществляется перед чтением пятикратной молитвы (намаз) и перед выполнением других религиозных ритуалов (10, Т.1: С.229).

Дааруу от даары- (букв. коснуться, слегка задеть; посещение духов) – знак (сновидение, видение, наитие, голос), подаваемый сверхъестественными силами, сообщающий о предстоящем будущем. Манасчи является обладателем особого искусства, который получает дар сказительства в результате посещения духов. Манасчи воспринимает эпос «Манас» и его сюжет как реальное историческое событие. Поэтому манасчи, являющийся носителем эпоса «Манас», исполняет его достаточно убеждено, стараясь убедить свою аудиторию (11, Т.1: С.174).

Дастан (ир.) – 1) героическое сказание, эпопея; 2) в фольклоре – высокохудожественное поэтическое произведение (15: С.187).

Дем салуу (букв. вложить силу, энергию) – отчитывать больного (15: С.191). Один из ритуалов лечения с помощью духов, произнесением заклинания и чтением суры из «Корана». Применяется также в случаях сильного испуга.

Дербиш (ир. – нищий, бедняк; рус. дервиш) – нищенствующий мусульм. монах. Д. могли принадлежать к различным суфийским орденам. Странствуя, проповедовали идею полного отречения от индивидуальной воли. Нередко отказывались от брака, вели аскетический образ жизни. В раннем средневековье различались два типа: 1. бродячие, отличавшиеся распущенными нравами, нарушавшие общественный порядок; 2. учёные-суфии, среди них встречались историки, философы, поэты, которые критиковали социальную несправедливость, ханжество и невежество духовных лиц. Официальное духовенство обвиняло их в ереси (2: С.135).

Долоно (ир.) – боярышник, дерево с мелкими плодами, произрастающее у подножий гор (10, Т.1: С. 256).

Долононун касиети – существует народное представление об особом свойстве плодов боярышника в качестве оберега от злых слов и глаз. Плоды боярышника часто используют при изготовлении женских украшений.

Дуба (букв.: молитва, заговор, заклинание) – обращение верующего к богу, к духам, к сверхъестественным силам с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла. Это непременная часть религиозного культа, обязательный атрибут обрядов, богослужений или религиозных праздников. Его истоки лежат в глубокой древности, в вере в магическую силу слова, с помощью которого можно якобы воздействовать на сверхъестественные силы. Это есть ещё не что иное, как разновидность колдовства и восходит к первобытным магическим заклинаниям. Эффективное средство эмоционально-психологического воздействия на человека (2: С.303).

Дубана, дувана, думана (ир.) – юродивый, бесноватый, одержимый; нищий; вещий старец; дервиш (15: С.200). Религиозный фанатичный нищий, который бродил среди людей, пел религиозные песни с целью привлечения к исламу. (10, Т.1: С.261). Носили своеобразную одежду: высокий колпак, длинный шерстяной плащ. В руках всегда имели посох с многочисленными погремушками. Основной целью их являлось – прямое общение с богом и обязательное выполнение всех законов ислама. Многие, обладая целительским даром, занимались лечением больных (9: С.166).