Мамакеев Мамбет: У меня есть свой покровитель

Родился в 1927 году в селе Кереге-Таш Ак-Сууйского района. Доктор медицинских наук, профессор. Заслуженный деятель науки Кыргызской Республики (1987), член-корреспондент (1989) и действительный член (1993) Национальной Академии Наук КР, действительный член-корреспондент Академии медицинских наук Республики Казахстан (1995). Заслуженный врач Кыргызской Республии (1973). С 1995 года возглавляет Национальный Центр хирургии имени М. Мамакеева. Лауреат Государственной премии в области науки и техники (1998), Лауреат приемии имени И. Ахунбаева Нациальной Академии наук (1997). Лауреат ордена «Манаса» I и II степени, наградs «Ак-Шумкар». Герой Кыргызской Республики.

В моем роду не было предков, обладающих особым даром. Дедушка, бабушка, мои родители были очень бедными людьми. Всю свою жизнь они проработали в колхозе. Из-за бедности до приезда в город я не умел резать барана.

Родители мне говорили, что жили в степи в самой ветхой юрте. Однажды они узнали, что в гости собирается приехать Кыдыр-аке со своими сподвижниками. Но не нашлось достойных людей, которые смогли бы их встретить. Мои родители тогда были молоды, они с полной чашей жармы вышли им навстречу. Кыдыр-аке дал свое благословение. Мама тогда была беременна мною.

Знатоки санжыра связывают мой удачный жизненный путь с тем благословением Кыдыр-аке. Люди говорят, что Кыдыр-аке является шестым аке. Среди кыргызов таких почтенных людей было много. Кыдыр-аке запомнился людям тем, что он был исключительно умным человеком. В то время не было бумаги, грамоты, но слова и указания аке исполнялись беспрекословно, как закон. Все решения проблем принимались только после тщательного обсуждения с Кыдыр-аке.

Мне довелось увидеть его детей, есть у него внуки и правнуки. Один из его внуков Дуйшён Кыдыров стал депутатом. Но такого мудрого, как Кыдыр-аке, среди его детей нет.

Прошло много времени с тех пор, как областной администрацией был возведен мавзолей Кыдыр-аке и отмечен его 100-летний юбилей. В этом мероприятии я тоже принял участие. Параллельно проводились в республике президентские выборы. Тогда Аскар Акаев сказал: «Собрание по Ак-Сууйскому району мы проведем у мавзолея Кыдыр-Ата». Там он произнес замечательные слова. Обсуждая выступление Акаева, люди говорили: «Такое мы о Кыдыр-аке не слышали!». Вечером, когда мы возвратились в гостиницу, я сказал: «Аскар Акаевич, этот человек – наш предок. Откуда вам известны те данные, о которых вы нам рассказали?». Оказывается, когда Аскар Акаевич работал в течение 17 лет в Ленинграде, он нашёл о нём книги, из которых узнал очень многое. «Если будем живы-здоровы, то постараемся получить эти документы», – пообещал Акаев. В этих материалах, видимо, сохранились подробные записи о Кыдыр-аке. Акаев был очень образованным человеком, поэтому ему удалось очень многое запомнить из этих прочитанных книг.

Когда окончили возведение мавзолея Кыдыр-аке, хотели установить его снимок, но его не было. Дети разыскали какое-то фото и принесли мне. «Если я его не видел, то, как я могу узнать?!». В свое время в течение 15 лет в Москве проработал послом Качыкеев, он доводился мне родственником. Умер он в 96 лет. Пришлось со снимком обратиться к нему, чтобы тот подтвердил. «О, боже, уберите это!», – воскликнул он в испуге. Оказывается, это был снимок Байтик-батыра. Позже удалось привезти нужную фотографию из архивов Ленинграда.

Очень много преданий о Кыдыр-аке сложено и живет в народной памяти. Например, есть придание о том, как Кыдыр-аке сглазил своего сына, отчего тот умер. Однажды Кыдыр-аке сидел со своими сподвижниками на холме, оттуда он увидел, как его сын выехал на коне из ближайшего ущелья со своими джигитами, такими же, как и он сам, рослыми и красивыми. «Кто это?», – спросил Кыдыр-аке, указывая на сына. «Это же Ваш сын, неужели…», – не успел один из приближенных ответить до конца, как его прервал Кыдыр-аке: «Ах, увы-увы». Сын, едва переступив порог своего дома, упал от сильной головной боли и мгновенно умер.

В тот момент у Кыдыр-аке в гостях находился Садыр-аке. Когда Кыдыр-аке оповестили о смерти, он, склонив голову, тихо сказал: «Успокойтесь, не огорчайте наших гостей этим горьким известием». Наконец после традиционного угощения, Кыдыр-аке взял в руки комуз и заиграл очень грустную и тоскливую мелодию. Тогда Садыр-аке обратился к своим джигитам: «Эй, джигиты, мелодия звучит иначе, поднимайтесь!». Они выехали со двора гостеприимного хозяина. Проехав расстояние, которое может пробежать жеребёнок, вернулись к юрте Кыдыр-аке с плачем и соболезнованиями.

Один из жеребцов Кыдыр-аке был отличным скакуном, который неоднократно завоевывал призы. Позже, когда я стал депутатом, часто бывал в месте Сары-Жаз. Вот там, на одном из утесов я увидел лошадиной череп, который туда водрузили. Это была голова скакуна Кыдыр-аке. Позже она была сбита автоматной очередью одним из пограничников воинской части.

История этого скакуна такова. Однажды Кыдыр-аке был приглашен в гости своим кашгарским другом. Друг его не знал, что подарить Кыдыр-аке. Тем временем Кыдыр-аке, справляя нужду, увидел кобылицу, которая только что ожеребилась. Едва появившийся жеребенок тут же перескочил через мать. Прозорливый Кыдыр-аке сразу же понял, что это будет настоящий скакун, и попросил этого жеребенка в подарок. Обрадованный друг тут же воскликнул: «Да забирай не только жеребенка, но и кобылицу!». Позже этот жеребенок превратился в быстроного скакуна.

Во время Үркүн в 1916 году многие сородичи Кыдыр-аке не послушались его и погибли. Он говорил: «Мы не должны тягаться с русскими. Их столько, сколько на коне шерсти, а мы равны лишь отметине на лбу коня». Позже, на его похороны пришли и русские. Хотя, когда в Ак-Суу устанавливали памятник, многие русские из Ак-Суу были против.

Однажды, получив трудовой отпуск, я со своим младшим братом Жапаром, отправился в село. В эту поездку я узнал, что начали строительство мавзолея Кыдыр-аке. Чтобы увидеть поближе, я прибыл туда с братом. Был построен фундамент. Старый мавзолей находился внутри этого фундамента. Когда я взобрался на него, то из-под мавзолея выползла белая змея. Я сильно испугался. Свернув с дороги, побежал к 90-летнему аксакалу, который был в своё время активистом в колхозе, в годы войны он потерял ногу. Я ему тут же выложил, что видел змею.

«Не пугайся, не пугайся, это хорошее событие. Никогда в своей жизни не слышал, чтобы кто-то на месте захоронения Кыдыр-аке встретил змею. Оказывается, тебя поддерживает дух Кыдыр-аке, всё у тебя будет хорошо. Тебе пусть будет сопутствовать успех»,- успокоил меня старец. На склонах обычно много бывает змей, но такую белую, я видел впервые.

Все семеро аке были очень сильными и мудрыми людьми. В последние годы в каждом селе появились свои аке – мудрецы, батыры. Во время открытия памятников Кусейину Карасаеву и Касыму Тыныстанову, Аскар Акаев предложил возвести Кусейина Карсаева в седьмые аке. Но никто не поддержал его. Оказывается, аке должен быть достоин избрания. С приобретением независимости заслуживает благодарности то, что возвели памятники почтенным людям. Я принимал личное участие при открытии памятников всем семерым аке.

Если признаться, то современный оркестр не может превзойти комузистов Ыбырая [Туманова – ред.] и Карамолдо [Орозова – ред.]. А почему? Дело в том, что они были выдающимися мастерами своего дела. Они создали кристально-чистые по звучанию и первозданные по рождению мелодии. Истинный талант, композитор Асанхан Джумахматов, эти шедевры переложил на язык оркестра. Эти два выдающихся комузиста были необразованными людьми, но они оставили в достояние своему народу удивительные произведения. Ыбырая мне довелось видеть. Раньше я с ним жил по соседству. В молодости, когда я жил в селе, я впервые на патефоне слышал мелодию Ыбырая то ли «Жаш тилек», то ли «Эркиндик». Иногда сквозь мелодию доносились звуки пыхтения. Мне посчастливилось услышать мелодии Ыбырая в собственном исполнении. Оказывается, когда он играет, то сильно пыхтит и это всё идёт в запись. У него были большие руки, да и сам был очень рослый, малоразговорчивый и расторопный человек.

А какова мелодия Карамолдо «Кёкёй кести»?! В настоящее время эта мелодия стала сопровождать скорбную церемонию. Наверное, потому что это очень грустная мелодия, разрывающая душу.

Кем был Саякбай? Как можно в памяти удержать столько слов?! В настоящее время работает целый Институт, который изучает каждое слово Саякбая. А их более миллиона. Не бывает в жизни подобных людей. Я был очевидцем того, когда он день и ночь беспрерывно сказывал Манас. Он не устаёт, не желает пить, не ест. Святой человек: он может сказывать бесконечно.

Я верю в Бога. Поэтому во дворе [Республиканской клиники имени Мамбета Мамакеева – ред.] построил мечеть. Сюда приходит много людей на пятничный намаз. Приходят не только больные, но и жители округи. Положительное в этом деле то, что мы людей, которые боятся операции, отправляем в мечеть. Это им помогает.

Я верю в духов предков. Все мы обычно говорим: «Да, поддержат нас духи предков!». Когда проезжаю мимо святых мест, я всегда молюсь. Вообще-то, любой человек должен во что-то верить. Раньше народ верил Компартии и выполнял все её указы. Сейчас люди никого и ничего не боятся. Вера – это удивительное явление.

Если человек желает лечиться у конкретного врача, потому что он ему доверяет, то мы соглашаемся с условиями пациента. Если человек не верит в исцеление, то это уже опасно. Поэтому мы, врачи, всегда должны быть в своих выражениях осторожны. Больного может убить не болезнь, а неосторожное слово лечащего врача.

Наше село называется Кереге-Таш. За Караколом находится Ак-Суу, затем начинается наше село. Горы, находящиеся у предгорья Кичи-Кереге-Таш, Чон-Кереге-Таш, напоминают кереге – деревянные конусообразные решетки, составляющие стену юрты.

Видимо, в старину такие наименования горам дали люди, подобные Кыдыр-аке. Над селом расположено святое место Ак-Бака, родниковую воду которого хочется бесконечно пить. Ключ, бьющий из-под горы, привораживает своей красотой, от которого нельзя оторвать глаз. Каждый раз, когда я посещаю этот родник, то набираю целый бидон воды. Раньше люди приходили к роднику, резали жертвенный скот и вместе с жителями соседнего села совершали поклонение. Старики поговаривали, что в этом роднике жила обыкновенная белая лягушка.

Сейчас этот ключ бьет, но иногда исчезает совсем. Не знаю, наверное, это созвучно нашему времени. Раньше из него протекал ручей, и люди, проживающие рядом, могли поливать свой огород. В данное время местные жители идут на поклонение к мавзолею Кыдыр-аке. Они заботливо соорудили ограждение вокруг него.

Я всегда об этом открыто говорю: у меня есть свой покровитель. Я всегда довольствуюсь тем, что есть. В радости, беде всегда исполняется то, что я желаю. Что касается моего профессионализма, то сегодняшние достижения пришли не просто так. Образование, труд, энергия играют свою роль в преодолении трудностей. Но помимо них, я чувствую, что меня поддерживают неведомые мне силы и верю в это на все сто процентов. Я всегда об этом говорил и детям, и друзьям, и будучи депутатом, на сессиях: «Есть сила, которая покровительствует мне!». Иначе я не смог бы преодолеть те трудности, которые выпали мне на долю. Сколько было людей, которые желали меня уничтожить. А я живу спокойно, верю в лучшее.