Алмабеков Кубанычбек: Я - человек, который дал клятву Гиппократа

Сказитель эпоса «Семетей». По профессии хирург. Родился в 1955 году в селе Григорьевка Иссык-Кульской области. После окончания средней школы поступил на лечебный факультет Кыргызского государственного медицинского института, окончил в 1978 году с отличием. В настоящее время заведует Тюпской районной больницей.

По профессии я – хирург. Однако я поддерживаю народное целительство, сам обращаюсь к целителям. Если человек, придерживающийся истинных кыргызских традиций (кыргызчылык), обладает биотоками, или же унаследовал от своих предков эти качества, то таким людям следует верить. Кыргызы говорят: «Прежде всего, покровительствует Тенир, а затем помогает целитель». На мой взгляд, способы народного лечения применяются со времен Манаса. В связи со своей профессиональной деятельностью я это наблюдаю среди врожденных костоправов. Ведь в эпосе «Манас» есть понятие «ясновидящий», «видящий сквозь кости».

Понятие «фитотерапия» существует у кыргызов испокон веков. Между тем, в медицине было время советской эпохи, в течение которого методы народной медицины попросту игнорировались. В настоящее время мы возвращаемся к первоначальным способам лечения, которые в свою очередь являются частью природы. Сегодня много говорится о воздействии таких её составляющих, как воздух, вода, травы, на здоровье человека. Многие способы лечения, которые представляются новым методом лечения той или иной нации, давно существовали в кыргызской народной медицине.

В жизни зачастую бывают случаи, когда безнадежного больного врачи отправляют домой, но он, продолжив своё лечение народным способом, например, заклинаниями молдо, излечивается. Самое элементарное, к умирающему человеку должны обязательно пригласить молдо, чтобы тот прочитал молитву за упокой. Это с психологической точки зрения необходимо. Человека перед кончиной по законам шариата мы должны проводить в последний путь, как положено.

Сам я из рода Алдаяр. В свое время говорили: «Послушай Мойту, Сарт-Давлеса из Алдаяра». Словам этих двух людей кыргызы придавали большое значение. Мойт-аке, самый старший, почитаемый среди всех аке. Он мой предок в седьмом колене. Он мог предсказать, кто родится, сколько будет детей у случайно проходившей мимо него незнакомой молодухи, а в настоящее время женщины определяют пол ребенка по УЗИ. Хорошо разбирался в ловчих птицах и скакунах. В те времена тело умершего в Чуйской, Нарынской и Иссык-Кульской области везли хоронить в Андижан, Коканд. Мой ясновидящий предок Мойт-аке перед смертью завещал: «Похороните меня в Манжылы-Ата и в дальнейшем прекратите возить отцов и дедов для захоронения в Кокандское ханство». На своем примере он заложил новый уклад в традиции кыргызов. В настоящее время мой предок похоронен в Манжылы-Ата, расположенном в Тонском районе. Все паломники, посещающие священные места, не проходят мимо его мавзолея.

Сам я несколько раз совершал паломничество на святые места, читаю молитву на месте захоронения своего предка, пью священную воду из сорока источников Манжылы-Ата, от чего получаю исцеление. Когда я был главным врачом Джети-Огузской районной больницы, то хорошо знал нынешнего смотрителя Манжылы-Ата Кадырбека. Вели с ним по-родственному беседы о духах, да и сейчас, когда я бываю там, мы продолжаем говорить о местах поклонения. В этом плане я чту святые места – мазары. В этих местах, наверно, скоплена космическая энергетика. Говорят, что на снимках, сделанных учеными, приезжавшими в эти края из России, зафиксирован силуэт огромного человека в скафандре. Святость этих мест заключается в том, что они постоянно доказывают происходящие там таинственные явления. Меня поражает вода Манжылы-Ата. Родниковая вода в источниках по вкусу отличается друг от друга. Это говорит о том, что, используя воду из разных источников, можно исцелиться от конкретных болезней.

Кыргызы издавна были просвещенными людьми, обладающими таинственной силой. Я – человек, который давал клятву Гиппократа. Независимо от социального положения, уровня жизни и образования все они для меня равны. Перед каждой операцией все хирурги входят в операционную комнату со словами: «Боже, спаси и поддержи меня. Дух Манаса-Ата, поддержи меня». Моей хирургической деятельности в этом году исполняется 35 лет. Перед сложной операцией я получаю внушение свыше. Мне подсказывают: «Эта операция должна проводиться так и так!..», «А эта операция будет неудачной». Я считаю, что даже самые опытные хирурги подвергаются воздействию таинственных сил. Согласно этическим нормам, хирурги не вправе делать операции своим близким родственникам. Я тоже стараюсь не делать этого. Потому что применение скальпеля в отношении родственника, равносильно тому, что режешь самого себя. Но если такая необходимость неизбежна, перед проведением сложной операции своим близким, родным, я отстраняюсь от всего, впадаю в транс, как мне потом говорят, начинаю во сне сказывать «Манас».

У кыргызов есть обряд тумар чиийп берүү [букв.: начертание амулета]. Я считаю это правильным. Современная медицина должна правильно это понять и принять. Кыргызы говорят: «Он обладает целительским даром». Эти слова применимы к костоправам и другим лицам, практикующим кыргызчылык. Народ сам выявляет таких людей, способных лечить.

В настоящее время Америка вводит программу «Партнерские роды». Программа предлагает женщине самой выбирать позу при родах, не обязательно она должна рожать лежа. Такая норма у нас существовала издревле. Когда молодая женщина рожала в юрте, то рядом, поглаживая и успокаивая ее, находились свекровь, снохи, а роженица сама принимала удобную ей позу: держалась за деревянный шест или же лежала навзничь. Спустя столько времени наши традиции, наш опыт возвращается к нам через чужой язык под чужим названием.

В «Манасе» есть эпизод, когда заболел Манас и лежал в постели, то его жена Каныкей-апа осыпала лекарствами в виде порошков «упу», «апы» и вылечила своего дорогого супруга. Кыргызы готовили особые лекарства, которые назывались «Кытайдын кырма дарысы» [1]. Сила духа кыргызов заключается в том, что, рационально используя опий для лечения, они ставили больных на ноги, при этом сами не стали наркоманами. В данное время опий стал одним из видов наркотических средств. Есть и другое растение – Иссык-Кулький корень, которое во все времена применялось в качестве лекарственного препарата. Его дают в строго определенных дозах, бывают случаи, когда это растение применяют в сыром виде. Сейчас, используя медицинскую терминологию, оно используется в качестве «тонизирующего» препарата. Приведем примеры с другими лекарственными травами, как, например, мята, арча. При этом арча не является, как это принято считать, атрибутом шаманизма.

Когда разжигаешь арчу, то она издает запах, который нельзя сравнить даже с французскими духами. Она обладает целительными свойствами.

Если говорить о пользе некоторых трав, которые являются частицей природы, то для укрепления здоровья наши девушки, следуя традициям бабушек и матерей, используют лекарственные травы для румян и других косметических целей.

Рациональное использование кыргызами природных даров проявляется в их повседневной жизни. Кыргызов следует почитать за их вдумчивость, опыт и прозорливость.

[1] Кытайдын кырма кызыл дарысы (в эпосе) – род китайского снадобья, которое употреблялось для прижигания ран (См. Юдахин К.К. Киргизско-русский словарь. – М.: Изд-во «Советская Энциклопедия», 1965. – С.496) – прим. ред.