Родился в 1958 году в селе Чон-Кызыл-Суу Джети-Огузского района. Окончил среднюю школу в селе Светлая Поляна. Заочно окончил техникум в селе Светлый Мыс. В 1989 году закончил зоотехническое отделение Сельскохозяйственного института им. Скрябина. С 1992 года практикует кыргызчылык.
Мой дед Жумаалы был наделен мощным даром. Он исцелял людей, страдающих душевной болезнью, которую кыргызы называли «бесноватостью». Лечил он также и другие болезни: отеки, абсцессы, заболевания полости рта, например, стоматит. В основном лечил он снадобьями, отварами из лекарственных трав. Бесплодных женщин исцелял заклинаниями: он водил вокруг пуповины черным камнем и давал установку на пол младенца: «пусть будет девочка», «пусть будет мальчик». В молодости мою бабушку, заболевшую туберкулезом, врачи выписали из больницы как безнадежную. Однако дедушка усиленно принялся за её лечение и вылечил. Впоследствии они поженились. Она на долгие годы пережила моего деда и умерла в возрасте 81 года. Вот таким даром целительства владел мой дедушка. В советское время, когда был сильный запрет на знахарство, он принимал людей по ночам.
Дедушка был энергичным человеком. В возрасте 60-70 лет он после чтения вечерней молитвы – куптан, успевал ночью сходить на Манжылы-Ата. От нашего села до Манжылы-Ата более ста километров. Посетив святое место, совершив обряд, он успевал к утру вернуться назад. Вот таким он был неутомимым человеком. В наших горах в местности Акташ среди елей рос синий тополь. Рядом с ним была пещера. Дойти до неё было не просто. Дедушка проводил там зимние ночи, в одном нижнем белье ему было так жарко, что он потел. Он часто посещал эту пещеру и Манжылы-Ата.
В 1946-47 годы произошел один случай. Однажды, когда дедушка спал, ему свыше было сказано: «Ты должен пойти на Манжылы-Ата». Но дед сам дал себе указание: «Завтра»,- и уснул крепким сном. Проснулся он утром немым и глухим, перестал совсем говорить. Как-то дедушка Бейшеке Самсалиев, двоюродный брат моего деда, увидев, что мой дед собирается в дорогу, спросил: «Ты куда это собрался?». Тот лишь показал на овцу, которую собрался взять с собой и жестом указал в сторону. «Куда же ты едешь?», – всё не унимался Бейшеке, – «На Манжылы-Ата?». Мой дед закивал в знак согласия. Они выехали вместе, а когда доехали до села Чон-Жаргылчак, дедушка спешился и неожиданно побежал. Все бросились вдогонку, но в пути дедушка превратился в серое облако, а затем и вовсе пропал. Сопровождавшие продолжили путь. По прибытию на Манжылы-Ата, они увидели, что мой дед, укрывшись тулупом, мирно спит.
Ранним утром дедушка во сне увидел покровителя этих мест, который вложил в его рот кольцо, напомнив, что он наделён особым даром и поэтому незамедлительно должен отправиться на священное место. «Тебе придется увидеть два мира. Если опоздаешь или не выполнишь сказанное предначертание, то у тебя не будет возможности жить в другом мире», – услышал он слова. Проснувшись, он понял, что вновь заговорил. С того момента до конца своей жизни он строго выполнял полученные аяны и исполнял незамедлительно все указания свыше. Сейчас я часто посещаю Манжылы-Ата, и когда читаю Коран, то каждый раз передо мною возникает силуэт моего деда в белой одежде.
За год до смерти, когда ему исполнилось 96 лет, он, посадив меня рядом с собой, сказал: «Сынок, ты будешь болеть…». И не успев закончить мысль, он вдруг расплакался. Я сейчас думаю, что его покровители не позволили сказать то, что хотел. В то время, я только что вступил в партию, мне шёл всего 21 год. Но я тогда не придал этому значения, я подумал, что дедушка плачет, так как стал слишком стар. На здоровье я не жаловался. Занявшись спортом, я добился в борьбе и боксе больших достижений. Не приняв во внимание слов дедушки, уехал в Бишкек.
Через год после смерти деда меня стали мучить головная боль, боль в глазах, быстрая утомляемость, стал сам не свой. Я обратился к врачам. Каких только докторов я не обошёл, всё без толку. Оказывается, это было время получения дара актык. Я не мог это знать, поэтому страдал от боли. Сильно поднялось кровяное давление, что сказалось на глазах. Правый глаз перестал видеть, левым глазом еле-еле различал свет и силуэты людей. Медики определили мне первую группу инвалидности.
Из-за слепоты мне пришлось ехать в Москву на лечение. В клинике известного доктора Федорова работает доктор медицинских наук, профессор, проработавший в Кремле 25 лет Николай Николаевич Пивоваров, специалист по глазным болезням. После обследования он заявил: «У тебя глазное давление», – и прочистил сосуды глаз. Всего лишь на неделю я почувствовал улучшение, но затем я постепенно стал терять зрение. Такие врачи, как Елисеев, Захаров, Гулхабед, Пивоваров, обследовав меня, дали три разных диагноза. Более верным оказался диагноз, установленный Пивоваровым: «Глазное давление». Иногда я думаю, если бы в то время, я начал практиковать кыргызчылык, то, возможно, не было бы таких последствий.
В то время мне было много видений, аян. Однажды летним полуденным днём я шёл среди деревьев по обочине дороги между селами Оргочор и Светлая Поляна. Никого впереди не было. Через какое-то время передо мною возникла пара – отец с сыном. Отец был одет в чепкен, на голове ак калпак, с длинной бородой, в правой руке держал посох. Мы поздоровались друг с другом. Я задумался: «Откуда он возник, ведь никого не было? К тому же он странно одет». Он спросил меня: «Что, сынок, не нравлюсь я тебе?». «Нет, отец», – ответил я. «Хорошо, мы с тобой ещё встретимся и не раз»,- сказал он. В смятении я продолжил путь, когда я оглянулся, этого старца не было. В поиске его я перешёл на обратную сторону дороги. Я помню, что во время этой встречи, я почувствовал себя странным образом. Жаль, если бы дома я рассказал об этом событии, прочитали бы Коран, возможно, я бы стал видеть, как прежде.
Позже, в сумерках я был в саду. Ко мне направился высокий старец в чалме, в белой одежде. Но я испугался и забежал во двор. Рядом со мной находился мой одноклассник, который, увидев незнакомца, в страхе тоже последовал за мной. Он жил в селе Ак-Шыйрак, в прошлом году упал с лошади и умер. Мне стали сниться незнакомые мои предки, как я потом понял, они указывали мне путь к актык.
Когда мы переехали с Иссык-Куля в Бишкек, то моя супруга устроилась корректором на работу в Кыргызполиграфкомбинат. Здесь мы получили однокомнатную квартиру. В этой квартире Всевышний во мне открыл таинство. Как-то я сидел на кухне, было два часа ночи, моя супруга крепко спала. Вдруг через оконное стекло пробился яркий свет. Мною овладела дрожь, какая-то сила приставила меня к стене и заставила то поднимать руки вверх, то опускать, затем, будто перевязав меня проволокой, исчезла. Оказывается, меня Всевышний наделил силой и энергией. У меня поднялся жар, я стал страдать нестерпимой болью. С тех пор, когда поднимался жар, я наполнял ванную холодной водой и влезал в нее, зимой босой ходил по снегу. Мои соседи удивлялись моему поведению. Сейчас я принимаю людей в этом доме. Утром прихожу на прием, работаю до вечера.
В то время появилось очень много ясновидящих, целителей. Когда я бывал у них на приёме, они не заставляли меня ждать, сразу же осматривали. Не знаю, наверно, они ревнивы, но мне они не говорили, что происходит со мной. Они только говорили: «В тебе есть какой-то дар!». «Может быть, кыргызчылык?», – спрашивал я у них. Но они отвечали, что не знают. Позже, когда во мне проявился дар целителя, они все предлагали работать вместе. Я им ответил, что у них своя дорога, у меня своя.
Позже я посетил священное место в Кочкор-Ата, где принес в жертву барана и совершил поклонение. Я посетил святое место в Жумгале [Нарын]. Никогда не видел Ат-Баши. В 1994 году мне был дан знак свыше. Как-то я сидел и слушал радио, по которому передавали отрывок из эпоса «Манас» в исполнении Саякбая Каралаева. Я настолько был заворожен сказанием, что за дастарканом прочитал Коран в честь духа Саякбая Каралаева. В ту ночь мне приснились Кошой-ата и Алмамбет. На следующий день я с Турдубаем, уроженцем из Барскоона, прибыл в Чеч-Дёбё, где покоится прах Алмамбета. На месте захоронения прочитал Коран в честь духов предков. На следующий год я вновь совершил паломничество.
Я посетил мавзолей Манаса, где совершил поклонение и читал Коран. Прочитав молитву, я решил возвращаться, но меня вдруг потянуло взобраться на вершину Кароол-Чоку.
«Ладно, попробую взобраться!», – подумал я и пошёл не по проложенной тропе, а пробирался по вертикали, напрямик. Я чувствовал, что меня вперед толкали какие-то таинственные силы. Я взобрался на вершину самым первым. Не смог совладеть с собой, когда с поднятыми руками, не касаясь земли, поднялся над ней, затем вновь опустился. От страха я задрожал. Оказывается, меня поднимал Манас-ата. Мне манасчи говорили: «Когда сказываю «Манас», я впадаю в транс и ничего не помню». Теперь я убедился в истинности их слов.
По мере того, в какой степени человек обладает энергией, в такой же мере, он свыше наделяется особым даром. Весной 1995 года, накануне чествования торжества «Манас-1000», я решил совершить паломничество к мавзолею Манаса, пока те святые места не потоптали посетители. Недалеко от местности Беш-Таш [в Таласской области – ред.] есть красная скала, из основания которой бьют три родника – и это святое место. Когда я сказал, что здесь есть священное место, то таласцы заявили: «Нет, не здесь, с другой стороны», – и повели меня в другую сторону. На месте, куда меня привели, я не почувствовал никакого чудотворного воздействия. Тогда я вернулся к трём родникам. Я стал на этом месте читать Коран, и вдруг из родника стала пробиваться ключевая вода, как из трубы. Находящиеся рядом со мной люди были растерянны и замерли от увиденного.
Однажды я был на Манжылы-Ата. Все стали говорить о том, что будут купать одного из ребят, который беснуется. Стали таскать воду из озера. На мой вопрос, почему не берете воду из родника, мне ответили, что уже три дня как в нём исчезла вода. Я сразу же сел рядом с родником и начал читать Коран. Тут подошли и расположились рядом пять-шесть старушек. Едва я дошёл до середины молитвы, как стала мелкими струйками пробиваться ключевая вода. Родник постепенно наполнялся водой, мы ждали, пока она осядет, после чего испили его воды. Старушки заговорили: «О, сынок, уже три дня как не было воды, как хорошо, что ты пробил ключ!».
Ко мне перешел дар моего дедушки. После долгих поисков, я, наконец, нашёл свой путь. С 1992 года я начал исцелять больных. Я делаю растирания, по пульсу определяю больные места у человека. Если мне под силу лечение, то я пытаюсь помочь больному. Помогаю бесплодным женщинам. Но некоторым больным требуется медицинское вмешательство, я в таком случае их отправляю к врачам. Людей, которые страдают от болезни печени и других внутренних органов, я лечу травами. Каждый ждёт исцеления. Из десяти пять-шесть человек поддаются моему лечению. Есть женщины, которые после лечения, имели детей. Безнадежным больным я тоже оказываю помощь, хотя бы временно, но снимаю боль. Например, сахарный диабет неизлечим. Таких больных я стараюсь успокоить. При помощи заклинания по велению Всевышнего лечил людей, страдающих эпилепсией, обмороками. Многие дети в возрасте 1-1,5 года вылечились от паралича, я лечил их растираниями. Людей, заболевших экземой, язвой, я исцелял травами. Мне также удавалось вправлять вывихнутые суставы, лечить растяжения.
Ко мне обращаются люди с различной судьбой. В 1998 году из Ак-Сууйского района Иссык-Кульской области посетила меня одна женщина, муж которой работал на Кумтёре [1]. У него была работа вахтовая: 15 дней работает, 15 дней отдыхает. Во время отсутствия мужа, как бы женщина не закрывалась, в дом проникал мужчина без головы, в галстуке. Он до утра делил с ней постель, а утром исчезал. Она об этом рассказала мужу: «Видимо, ты заболела», – сказал он и решил отправить её в психиатрическую больницу. От кого-то она узнала обо мне и пришла на прием. Я читал заклинания в течение пяти дней. После чего это наваждение исчезло, дух покинул ее. В настоящее время жизнь её наладилась. Недавно она навестила меня. У неё всё хорошо.
Кыргызы издревле поклоняются святым местам. В моей судьбе священный Иссык-Куль занимает особое место. Священное озеро постоянно манит меня, словно желает прижать меня к своей груди. Говорят, у озера есть свой покровитель. Я в это верю. Лично ко мне приходят духи трёх образов. Первый – дух старца на белом коне, второй – красивая женщина, третий – образ селезня.
[1] Речь идёт о золотодобывающем предприятии на золоторудном месторождении Кумтёр в Джети-Огузском районе Иссык-Кульской области – прим. ред.