Этот текст был опубликован в книге “Кыргызстандагы мазар басуу: Талас тажрыйбасынын негизинде”(Бишкек: Айгине, 2007). Перевод с кыргызского.
С.: Ак кийүү означает встать на путь кыргызчылык. Обычный человек не одевается в белое просто так. Например, родня одевает в белое вдову, когда умирает ее муж. Вот и мы тоже люди не простые. Бывает, что мы разговариваем с духами. Когда мы ходим на мазары, мывидим самых разных их хозяев и покровителей (ээ). Например, верблюжат, Умай-эне, сорок воинов. С ними мы разговариваем, перебирая четки. Хорошо будет, если одеваться в белое. Говорят же кыргызы о существах или веществах белого цвета, что это знак чистоты и душевной щедрости, великодушия. И в этом смысле, когда мы надеваем белое, мы можем узреть хорошее.
Б.: Причина того, что я одеваюсь в белое, в том, что я иду светлой дорогой.
И.: Есть два пути. Первый – это путь людей, отправляющихся в паломничество в Мекку, Медину, они одеваются в белое. Тем самым они как бы говорят, что уходят в иной мир или присоединяются к духам загробного мира. Слово «ак»[1] – это когда люди одеваются в белое после встречи, соприкосновения с чем-то сверхъестественным, святым – великим и необычным даром, свойствами. «Я склоняю голову перед белым, я существо того вечного мира», – вот что это означает. Такие люди должны нести бремя народа и они должны вести себя должным образом. – это само имя Бога. Например, и у нас, кыргызов, есть такое правило: когда уходит человек в иной мир, его провожают, обернув его тело белым саваном. Другое дело – одеваться в белое, когда человек живой. Второй путь
А.: Я направил юношу по имени Кожокмат на светый путь. Оказалось, что после того как он совершил зыярат на мавзолей Манас-ата, я увидел его в другом качестве. До этого времени он долго болел, несмотря на то, что ходил к разным целителям на лечение. Сказав ему, что не направлял раньше человека мужского пола на белый путь, я произвел над ним ритуал дем салуу, обучил разным молитвам, заговорам, заклинаниям и рассказал о Всевышнем. Затем после совершения соответствующего обряда у него дома я сказал ему о том, что теперь ему позволительно самостоятельно заниматься целительством, изгнанием злых духов. Да и здоровье его улучшилось. И сейчас он хорошо себя чувствует, людей успешно излечивает, делает дем салуу, заставляет бросать пить алкоголиков.
[1] Ак – белый (кырг.)