Этот текст был опубликован в книге “Святые места Иссык-Куля: паломничества, дар, мастерство”. Бишкек: Айгине, 2009.Перевод с кыргызского.
Родилась в 1962 году в селе Мундуз Джети-Огузского района. В 1980 году окончила строительный техникум в г. Балыкчы. С 1981 года практикует кыргызчылык.
Прежде чем приступить к обучению учеников, мы ездим по местам, которые они могли видеть в своих видениях. Если им снились мавзолеи старейшин, кумбёзы аке, мы едем туда и получаем там аян. Если в этом аяне были ощущения наполненности мудростью, красноречием, даром провидения или целительства, то это означает исполнение посылов, данных Аллахом. Элечек, увиденный в аяне, признак послания от Бугу-эне. У тех, кому даются чистые видения, у того дорога будет праведной. Когда приходит время, наши ученики учат Коран, совершают намаз. Наши покровители подсказывают нам, что и как делать во время паломничества по святым местам, где не ступала нога человека, где жили наши предки. Каждому ученику внушение свыше приходит по-разному. Одни видят Манас-ата, другие Умай-эне или Жер-эне (мать-земля – ред.). Если ученикам дается дар исцеления, умение гадать или предвидеть, то от пророка Мухаммада приходят различные ангелы. «Этот раб божий будет гадателем», – могут слышать ученики. В аяне могут быть «даны» плётка, нож, зеркало и другие подобные вещи, а с ними – покровители каждой вещи. После чего ученики начинают совершать намаз, только затем встают на путь актык.
Перед посещением святого места человек совершает омовение, ступает на землю правой ногой и кланяется. Духи и покровители священного места встречают на входе. Чтобы не растеряться, при входе нужно читать Коран. После чего читают Коран над той пищей, которую принесли – мясо, боорсок. Затем, делая обход вокруг святого места, надо читать зикир. Покидают святое место спиной к выходу, шагая с левой ноги.
При обучении ученика нужно быть очень внимательным. Большинство посетителей нуждаются в помощи, кто-то неходячий, кто страдает эпилепсией, а кто-то может быть душевнобольным. В первую очередь, надо обратить внимание, насколько этот человек может владеть собой. На примере обучения одного из своего учеников, покажу процесс «нахождения своего пути».
Когда ко мне пришёл ученик по имени А., мои ангелы подсказали, что его предок был калмаком. На вопрос, когда отправляться в путь, они ответили: «В четверг». В северной части города Каракол, выше микрорайона «Кашка-Суу», у предгорья есть захоронение калмаков. Там нам было видение. Навстречу вышел человек в изношенной старинной рубахе, подпоясанный платком, в белых штанах, слева на длинной до колен рубахе был разрез. Он сказал: «Я тот, кого вы ищите». За стариком стояли люди, одетые в шубы из бараньей шкуры, вывернутых наизнанку. На вопрос о том, кто эти люди, он ответил, что это проклятые при жизни люди.
Из космоса мне часто дается наказ, ничего не делать без указания ангелов. Калмак-ата, перечислив недостатки мирской жизни моего ученика А., обратился к нему: «Ты хорошо подумал, прежде чем принять святой дар актык? Мы дадим тебе его, но через испытания». Мы прочитали Коран, чем дух Калмак-ата был удовлетворен. После чего он велел нам пройти по захоронениям семи аке, и, прежде всего, просить у них здоровья.
Когда мы поехали на Манжылы-Ата, духи тех мест наделили моего ученика разумом и даром провидения. На Манжылы Манас-ата спросил: «Эй, джигит, ты выдержишь святую тяжесть благословения, которое тебе дают Балбай-ата и Калыгул-ата?». Когда мы ехали из Тюпа, возле дерева встретили Балбай-ата на караковой лошади. «А, сынок, ты идешь? Мы тебя ждем. Принимай этот дар», – и подвел на поводке большого сивого коня. «Теперь тебя встретит Кёл-эне (мать-озеро – ред.) с распростёртыми объятиями, если пойдешь к ней, то получишь благословение», – Балбай-ата указал место близ села Чычкан, где есть три родника. Там мы получили благословение. Кёл-эне ждала, распустив волосы, в элечеке, рядом с ней были другие духи-покровители озера. Она обратилась к юноше: «Ээ, жеребеночек, я тебя жду, даю тебе дар провидения», – и коснулась глаз моего ученика. Он почувствовал первые признаки дара. После этого Балбай-ата посоветовал нам посетить Тилекмата и Садыр-аке. Они указали ученику на его недостатки, как неполное знание Корана, и поручили исправить их.
После нашего визита к Тилекмату, спустя некоторое время появился его образ, затем образ Сарт-аке. Когда мы пришли к Кыдыр-аке, он беседовал со своим тигром. «Ой, ребята, вы совершили одну оплошность. Вы должны были прежде посетить самого старшего из аке Карга-аке», – сказал он. Мы тут же заторопились к Карга-аке, у которого попросили прощения и благословения. Когда мы спросили, куда теперь нам идти, то направили нас к Шапак-ата и Карач-ата. После того как они нас благословили, мы у предков попросили мудрости.
Мой ученик решил пройти испытание. Однажды ему приснились покровители: «Эй, джигит, что ты здесь делаешь? Проси прощения у Кочкор-ата». Я обратилась к Кочкор-ата, узнать, что произошло. Он был в гневе: «Чем твой ученик занимается?». Я была занята, поэтому долгое время не могла встретиться с учеником. Оказывается, он в своем подворье помогал ухаживать за скотиной, к тому же он переживал полосу неудач. Позже мы посетили Кочкор-ата, выяснилось, что мой ученик, побывав на его святом месте, ступал в неположенном месте, и более того, не стал читать Коран. Этим Кочкор-ата остался недоволен и наказал моего ученика.
Человек на пути актык не должен поступать плохо. Если он сделает что-то не так, Бог насылает на такого человека несчастья: «Если ты сам не прозреешь, то я сделаю это».