Кубатбек, Если намазар придешь по правилам, никакой беды не будет

Этот текст был опубликован в книге “Кыргызстандагы мазар басуу: Талас тажрыйбасынын негизинде”(Бишкек: Айгине, 2007).Перевод с кыргызского.

В молодости я не думал о святых местах. Как говорится, «пора молодости, пора веселья», это годы, состоящие сплошь из праздников. Но я почему-то сильно заболел, врачи говорили о высоком кровяном давлении. Не очень беспокоился, чуть лучше станет, снова выпивал. Потом приступы стали частыми. Тогда пожилая женщина по имени Унут посмотрела на меня и сказала: «Дитя мое, тебе надо очиститься. Ты еще молодой». С тех пор вместе с Унут-эне я по многим мазарам ходил. Сперва сходили на святое место Калпа-Ата. Там, у основания тополя течет родник. Унут-эне дала мне попить той воды и сказала: «Всегда пей из этого родника, ее вода твою болезнь преодолеть поможет». Оказывается, данная вода обладает лечебными свойствами против высокого кровяного давления и болезней желудка.

С 35-ти лет я читаю намаз. С тех пор постоянно посещаю мазары. Унут-эне я почитаю как своего учителя. Она во многом помогла мне и направила меня по чистому пути. Кто знает, возможно, если бы я ее не встретил, то давно покинул бы этот мир.

Каждое святое место обладает своими таинствами. Но они не всегда проявляются. После женитьбы я долго не имел детей. Я много пил; после того, как я стал намаз читать, жену тоже стал водить с собой по святым местам. Когда мы подошли к мазару Калпа-Ата, день клонился к вечеру. После ритуала шам жагуу, Коран читали. Со словами “Аминь” сзади послышался какой-то шум, будто кто-то шел. Жена ничего не слышала. Благодарение Аллаху, ныне имею сыновей и дочерей.

На первых порах моя наставница Унут меня водила на святые места в Туркестан, Казахстан. Кроме этого, я побывал на мазарах Ыдырыс, Ак-Терек, Бозтектир-Ата, Боотерек-Ата, Кочкор-Ата. Перед поездкой на Кочкор-Ата мне приснился сон. Во сне меня в обе руки что-то тяжелое больно ударило. На следующий день почему-то ехать не хотелось. Но люди, которые со мной должны были ехать, ждали меня, поэтому я решился. По дороге всё думал о чем-то. На Кочкор-Ата все вышли из машины и, расположившись у родника, стали читать намаз;  издалека с моей стороны вырвался красный огонь и вошел в родник. Кто был со мной, видели или нет, не знаю, не спрашивал. На обратном пути, когда мы на бугор поднимались, тормоз отказал, и машина начала скользить назад. Все вышли из машины и разом начали подкладывать камни под колеса. Вот тогда, почему-то, когда я первый камень подложил, конец покрышки задел мою руку. Второй камень болезненно задел ноготь большого пальца. Я сразу вспомнил тот сон, в котором что-то болезненно ударило меня в обе руки. Тогда я насторожился, чтобы какая-то беда не случилась. Вытащив машину, мы доехали до своего села без приключений.

Если идешь на святое место, соблюдая все правила и с верой в сердце – никакой беды не случится. По этому поводу расскажу случай, услышанный от людей, о двух соседях. В один из дней у одного соседа пропало топленое масло. Он обвинил другого соседа в воровстве. Тот не признается и говорит: «Ты меня, невиновного, виноватым делаешь». А первый сосед не унимается: «Если ты не виновный, ударь при всех Калпа-Ата!».  И вот они вместе с другими соседями явились к Калпа-Ата. Обвиняемый в воровстве ударил было топором по камню Калпа-Ата, да сразу споткнулся и упал.

Один из наших прежних старцев предостерегал молодежь такими словами: «Дети, не справляйте нужды в сторону Калпа-Ата, это святое место». Но они его не очень-то слушались, думая, что ничего не случится; один из них, поворачиваясь в сторону Калпа-Ата, стал справлял нужду, и сразу откуда-то послышался сильный свистящий звук. Тот парень в скором времени, даже не успев создавать семью, скончался.

А вот в наше же время выпивающий, семейный молодой парень мне рассказывал увиденное им таинство на мазаре Калпа-Ата, я  расскажу, что услышал от него. Он ехал верхом, будучи  сильно пьян. Не доходя Калпа-Ата, его конь дальше не  пошел, встал на месте. «Вдруг смотрю: я в дремучем лесу, спешился и пешком пошел, коня за поводок повел и привязал к одному дереву. Тут же спать улёгся. Под утро встал, оказывается, конь был привязан на обыкновенном курае».

Этот же наш сельский парень, когда в другой раз в пьяном состоянии попал в мазар Калпа ата,  обнаружил, что все вокруг загорожено высокой стеной, сколько ни старался, не мог преодолеть её, потом на том же месте заснул; утром встает – а тут никакого высокого ограждения нету.