Кулипа: Святое место оставляет след по разному

Этот текст был опубликован в книге “Кыргызстандагы мазар басуу: Талас тажрыйбасынын негизинде”(Бишкек: Айгине, 2007). Перевод с кыргызского.

Я из села Аманбаево Кара-Бууринского района. Двадцать лет работала бухгалтером. Сейчас принимаю людей в центре “Бейиш” в городе Бишкек. Дедушка по матери собирал лекарства из трав. Очень сожалею, что не научилась этому.

Болела, видела во сне предсказания, приходили духи Манас-ата, Каныкей-апа, также видела во сне разные болезни и к ним заклинания, и в конце концов встала на путь кыргызчылык. Когда посещаю святые места, то чувствую как избавляюсь от тяжести. Одна девушка перестала ходить. Ей стало лучше после того, как она побывала на святом месте Ак-Үй (в селе Шекер того же района – ред.). Удивительно, но никто не может объяснить это. Вылечиваются душевнобольные, сильно испугавшиеся, лунатики в тех местах. А у кого болит желудок, пусть лучше идут к врачу.

Святые места по разному влияют на людей. Больные вылечиваются, кому-то приходят видения. К тому же каждое святое место имеет свои свойства. Например, на святом месте Ак-Үй в видениях являются муллы. На святом месте Манас-Ордо показываются образы героев. Родники святых мест – лекарства для болячек, иногда для болезней желудка и глаз. Но без веры человека никакое святое место не поможет. Без веры не получишь дара, никаких знамений. Я обычно посещаю святые места Манас-Ордо, Кочкор-Ата, Боотерек, святые места в Туркестане, Жамбыле и множество мелких мест. Раньше ходила в семь дней один раз. Сейчас приходит знамение и хожу один или два раза в месяц. Лучше чаще ходить.

Безусловно, есть много ясновидящих, шарлатанов, лжецов. Из-за них люди теряют свое доверие и к сильным целителям. Но придет их время.

Я чувствую святые места таким образом:

Кочкор-Ата – прославляемый народом мазар,

Искренне поклонившемуся он раскроет дар.

О, почитаемый мазар семи моих отцов,

Покровительствуй, ответив потомкам на зов.

Семь моих отцов мазар благоустроили,

Построили для скота большой загон,

Тополь рос больше, чем в обхват руки,

Завязывали на нем кусочки ткани прохожие.

Обрубили непонимающие тополь:

“Останки прошлого”, – был их вопль.

Один на месте ушел в мир иной

После этого и выжил из ума второй.

И сильно грянул гром вдруг,

Буран и вьюга поднялись вокруг.

Недовольный голос из тополя раздался

И тополь мазара мазаром остался

Оглядишься – неписанная там красота,

Слышны разновидных птиц голоса,

А наслаждение: “Какое же чудо, ах!”,

Вдыхаешь трав душистых запах

Приходит человек измученный,

В надежде избавиться от страданий.

Прощупав пульс, рассказала ему предстоящее,

Молясь Аллаху не ошибиться в правде.

Рекой приходят люди:

“Что с нами будет, ты расскажи”.

О судьбе вещаю, взглянув в глаза,

О божьей помощи моля.

Потерявший что-нибудь тоже приходит,

Опечалившись своей потерей.

О том, чего нет, я не могу говорить,

Один Аллах его может судить.

Может, силу эту дал мне Аллах,

Может, тайну эту мне дал Аллах.

На языке Аллах у меня постоянно,

Но не знаю я корня дара моего.

Отчитываю больных я,

В то же время сил наполняюсь,

А больные видят во сне меня,

Все не перестаю удивляться этому я.