13 апреля в КИЦ Айгине состоялась встреча по просьбе давних партнеров, которые сыграли ключевую роль в создании ансамбля “Эң Белги_Миң комузчу”. Музыканты Чолпон Турумбаева, Рысбек Жунушов и мастер по изготовлению традиционных музыкальных инструментов Марат Берикбаев пришли с инициативой восстановления коңур үн в игре современного оркестра. Этот звук характеризуется ими как “исконно кыргызский звук”, а именно – естественный, медитативный, мягко бархатистый, без высоких резких интонаций. В музыкальной терминологии это приблизительно звуки малой октавы.

Вопрос привнесения “исконно кыргызского звука” в игру оркестра существует давно. Оркестр сам по себе – явление, возникшее в советский период. Организатором и руководителем первого оркестра народных инструментов в республике был Петр Федорович Шубин, который много сделал для адаптации кыргызских инструментов для оркестра. Сохранить и привнести коңур үң было объективно сложно. Такие музыканты, как композиторы Мукаш Абдраев и Абдылас Малдыбаев, дирижер Төлөгөн Томотоев, композитор, исполнитель, мастер по изготовлению комуза Нурак Абдырахманов говорили о изменениии звука комуза в оркестре и необходимости восстановления коңур үн. Нурак Абдрахманов начал разрабатывать авторскую систему “Эң Белги” именно для сохранения коңүр үн при обучении игре на комузе. Нотная система обучения, по его мнению, не всегда могла передавать специфику кыргызского звучания.

По мнению наших гостей, для привнесения коңур үн – медитативного, мягко бархатистого звучания комуза в игру оркестра необходимы исследования и практическое моделирование таких музыкальных инструментов, как комуз и кыл кыяк. Мастер Марат Берикбаев объяснял роль дерева и выстраивания правильных отношений с ним/природой для получения коңур үн. Только его присутствие, по мнению мастера Марата, передает палитру кыргызских звуков, а вместе с ними – образы кыргызской природы.

Встреча завершилась согласованием возможного сотрудничества для восстановления коңур үн в игре оркестра. В данном случае деколонизация как восстановление «исконно кыргызского звука» в оркестре означает не возврат к прошлому. У кыргызов не было оркестра. Отрицать сейчас оркестр вряд ли рационально. Моделировать, искать и реконструировать традиционные инструменты для восстановления традиционного звука внутри оркестра – один из возможных путей.