В ходе наших обширных исследований в области традиционных знаний, тесного сотрудничества с носителями и практиками и активного наблюдения на основе участия, КИЦ Айгине выявил особенности, достижения и проблемы, которые определяют текущее состояние эпического наследия и эпических носителей в кыргызском обществе и предпринял определенные попытки решить их.

За годы, прошедшие с момента обретения независимости, важность и значение эпических знаний стали первостепенными в пылких поисках новой идеологии и продолжающейся политической борьбы. Однако очень грустно признать, что перед лицом таких поисков мы чаще всего перестаем обращать внимание на процессы, происходящие с носителями традиционных знаний, и изменения, происходящие в умах местных жителей и в их отношениях друг с другом. Распад советской системы, государственная независимость с последующим переходом к рыночной экономике и борьба за выживание поставили культурные и духовные ценности на задний план. Традиционные синергии в обществе, сохраняющие традиционные знания и ценности, были утрачены. В частности, огромный разрыв между широкой публикой и носителями традиционных эпических знаний. Физические и, что наиболее важно, духовные связи между ними были утрачены, что стало одной из главных проблем в сохранении и развитии устного эпического наследия. Сказитель предыдущего поколения путешествовал из деревни в деревню, рассказывая эпос и очаровывая слушателей от детей до взрослых, которые могли слушать его часами и часами. Однако сегодня ситуация совершенно иная: сказители эпоса не всегда могут регулярно путешествовать из одного места в другое, а слушатели не всегда готовы слушать долго. Сегодня существует более десятка сказителей; однако, не все из них известны широкой публике, за исключением немногих, которые регулярно транслируются по телевидению. Неудивительно, что в современном обществе развитие технологий и коммуникации заменили непосредственное взаимодействие. Поэтому инициатива по созданию первого и полного видео-сборника эпической трилогии «Манас.Семетей.Сейтек» с участием современных сказителей эпоса стала одним из основных способов восстановления разрыва между аудиторией и сказителем. Видеодиски сопровождались небольшой брошюрой, содержащей информацию о каждом манасчы. Видеокомпиляция является уникальной и эффективной, поскольку она одновременно выполняет несколько задач – сохранение и распространение эпических знаний, а также проведение исследований и использование в образовательных, рекреационных и лечебных целях. Мы получили много комментариев, отзывов, благодарственных писем и критики как от местных жителей, так и от международных ученых.