Результаты проектов






 

Творческий отчет грантополучателя по реализации проекта

Программа Фонда Сорос-Кыргызстан: Молодежная Программа.

Решение проблем молодежи через творческое взаимодействие.

Отчетный период: 01.07.2013г. по 31.06.2014г.

Институциональное развитие

В данном разделе, необходимо описать каким образом грант и работа над проектом повлияли на институциональное развитие организации - Получателя гранта. Проведите анализ изменений в спектре и объеме предоставляемых Вашей организацией содержательных и экспертных услуг, расширения круга заказчиков и/или доноров; дайте оценку потенциалу организации, ее институциональной устойчивости; укажите на представляющиеся Вам существенными качественные изменения, произошедшие в результате реализации проекта в работе организации.

КИЦ Айгине с момента своего существования работает с разными группами молодежи.  Работа над проектом “Решение проблем молодежи через творческое взаимодействие” существенно расширило поле деятельности в этом направлении. Только в рамках данного проекта мы начали а) работать с молодежью с ограниченными возможностями, б) создавать площадки для взаимодействия физически полноценной молодежи и молодежи с физическими ограничениями.

В ходе данного проекта КИЦ Айгине совместно с экспертами по комузу приобрели навыки оказания услуг слепым и слабовидящим людям. Причем две эти группы требовали разных подходов, что выяснилось в ходе реализации проекта ( см. Промежуточный отчет от ...) . Приобретенные навыки относятся к области логистики, музыкальной педагогики и психологии взаимотношений со слепыми людьми.

Завершение данного проекта проходило в исключительно форс-мажорных обстоятельствах. КИЦ Айгине никогда не работал в режиме такого психологического напряжения. Эта работа подтвердила устойчивость данной проектой концепции, в частности, и организации, в целом. Прежде чем обучать людей с ограниченными возможностями по методике Эн Белги Нурака Абдрахманова, КИЦ Айгине реализовал два проекта по обучению этой методике учителей музыкальных и средних школ страны. В апреле 2014 года, во время проведения выездного семинара для подготовки к заключительному концерту, главный вдохновитель и эксперт-наставник Нурак Абдрахманов вынужден был лечь в больницу. Это произошло внезапно, накануне отъезда группы на Иссык-Куль. В течение двух дней была произведена замена преподавателей и привлечены учителя музыки из Чолпон-Аты и Каракола, которые прошли этот курс обучения у Нурака Абдрахманова. Выездной семинар выполнил все поставленные задачи. Болеее того, дополнительно, участники подготовили сюрприз для Наставника – освоили его новую, еще малоизвестную  песню “Иссык-Куль”.   

Поздним вечером 25 мая Нурак Абдрахманов ушел из жизни. Заключительный концерт был запланирован на 26 мая и прошел менее, чем через 15 часов после его смерти. Вопрос о переносе сроков концерта или его отмене был в срочном порядке обсужден с вдовой наставника и всеми участниками проекта ночью и ранним утром 26 мая. Все пришли к мнению, что концерт должен состояться. На концерте выполнена была вся программа, запланированная нами совместно с Нураком Абдрахмановым. На место тех волонтеров, которые не смогли принять участие в концерте по психологической причине, сели ученики Нурака Абдрахманова разных лет. Изменения в программе, особенно в части визуальной презентации, вызванные трагическим обстоятельством, были внесены в течение 2-3 часов до мероприятия. Стабильные результаты, которые были достигнуты в ходе реализации проекта, умение работать в форс-мажорных обстоятельствах, хорошие коммуникационные стратегии позволили КИЦ Айгине провести заключительное меропритяие на высоком уровне. Большой зал Филармонии не смог вместить всех желающих попасть на это мероприятие.     

К существенным качественным изменениям,произошедшим в результате реализации проекта, следует отнести серьезное изменение в восприятии слепых людей и привлечение одаренных слепых молодых людей к работе организации. В данный момент два незрячих  участника проекта, Азиз  и Назгуль, работают в центре в качестве стажеров. Возникла идея написать новый проект, в результате которого слепые молодые люди смогут получить возможность изучать иностранные языки, использовать интернет и контактировать со сверстниками с подобными ограничениями из других стран.     

Выводы и рекомендации:

  1. Люди с ограниченными физическими возможностями должны больше попадать в фокус внимания КИЦ Айгине в пределах миссии центра, так и фонда “Сорос-Кыргызстан”
  2. Необходимо увеличивать количество проектов  по культуре разных народов , в которых  люди с ограниченными физическими возможностями будут задействованы наряду с физически полноценными людьми.  Этот контакт необходим для гуманизации общества в восприятии и отношении этих групп друг к другу.
  3. Проекты по культуре для людей с  ограниченными физическими возможностями  должны быть нацелены на получение новых навыков и умений, которые помогут их социализации.
  4. С учетом приобретенного опыта и кадров, которые есть на юге страны, точно такой же проект мог бы быть реализован в Оше на базе южного филиала интерната для слепых и слабовидящих детей.  
  5. Изложите проблему или ситуацию.
  6. Что сделало НПО для решения данной проблемы.
  7. Что сделал Фонд «Сорос - Кыргызстан», чтобы помочь в разрешении данной проблемы? (грант, обучение, техническая и консультационная поддержка, круглый стол, предоставление электронной почты, поиск партнёров и т.д.).
  8. Какие изменения произошли в организации или в сообществе в результате данной деятельности? Какое количество людей охватили данные изменения? Что дали им эти изменения, какую выгоду принесли? В течение какого периода времени произошли данные изменения?
  9. 12  комузов, изготовленных по методике Нурака Абдрахманова.  10 комузов были приобретены  по проекту, 2 подарены организацией «Устат-шакирт» 1 подарен Азизу Д. сотрудником Айгине Чолпонай Усубалиевой-Грищук. 
  10. Собственный ансамбль комузистов  из 10  человек . Ансамбль уже во время реализации проекта был в состоянии участвовать в школьных конкурсах и праздничных мероприятиях.
  11. 15 полноценных концертных костюмов.

История успеха

Проблема – крайне ограниченный доступ молодых слабовидящих и слепых людей к миру традиционной музыки и крайне слабые связи между этой группой молодежи и физически полноценными молодыми людьми. Как эта проблема решалась было освещено во всех промежуточных отчетах КИЦ Айгине, своевременно предоставленных грантодателю.   

В данном разделе мы хотим выделить совокупного бенефициария – школу интернат для слепых и слабовидящих детей города Бишкека.  Здесь учатся инвалиды по зрению со всех северных регионов страны. И в этом смысле, проект охватил представителей Таласской области - 2 человека, Нарынской - …человек ,Иссык_кульской – человек, Чуйской – человек.  

Мы не планировали иметь совокупного бенефициария, но в ходе поступления заявок и отбора участников он образовался естественным образом. И здесь лежала серьезная проблема - недоверие со стороны директора школы-интернат к представителям неправительственных организаций и «проектным» людям.

Данный проект изначально имел высокую степень риска, потому что ни КИЦ Айгине, ни музыкальные эксперты не работали со слабовидящими и слепыми молодыми людьми. Поскольку в ходе отбора большая часть участников оказалась из школы-интернат для слепых и слабовидящих детей, мы очень  рассчитывали на помощь администрации и коллектива школы. Однако в начале проекта директор и учителя интерната не отличались любезностью или интересом к тому, что их ученики будут обучаться владению комузом. Первые контакты по построению сотрудничества не имели какого-либо результата. Как выяснилось, за таким отношением был неуспешный и безрезультатный опыт коллектива школы-интернат с некоторыми НПО и благотворительными группами.

После первых встреч, когда администрация школы явно не способствовала утверждению графика работы по проекту, не шла на контакт с координаторами, было решено провести большую встречу дирекции школы и команды проекта. Наша команда приехала в интернат во главе с Нураком Абдрахмановым, его помощниками и с продуктами своей деятельности – книгами по святым местам страны и сборниками видео материалов по эпосу «Манас.  Два факта – наличие великого музыканта Нурака Абдрахманова и 67-часовой цифровой версии «Манаса» сломали первый лед недоверия директора школы-интернат.

При этом нашей команде был выставлен ряд условий для реализации проекта. Среди них: письменные уведомления о каждом занятии, включение одного воспитателя в качестве наблюдателя на каждое выездное занятие, письменная ответственность за каждого ученика интерната, выведенного за пределы школы-интернат, использование для занятий по проекту только того времени, которое было не занято другими мероприятиями, получение расписок от родителей и многое другое.  Особенно строго было оговорено питание детей вне стен школы. Мы были обязаны гарантировать пищевую безопасность учеников школы.  

КИЦ Айгине согласился со всеми условиями и в течение всего проекта строго выполнял их. Это создало дополнительный объем работы, но сделало сотрудничество возможным и предсказуемым.  Наше отношение к работе, а также к участникам проекта, не оставило равнодушным руководство школы. Спустя некоторое время лед недоверия был окончательно сломан. Директор школы уже сотрудничала с нами, обсуждала сроки выездных мероприятий, просила о помощи. По завершении проекта, после заключительного концерта команда КИЦ Айгине была тронута письмом благодарности от коллектива  школы-интернат (см.Приложение). Нет сомнения, особый вклад для налаживания плодотворных отношений с администрацией и затем с участниками проекта внес ментор проекта  Нурак Абдрахманов.

С особой тщательностью мы отнеслись к организации питания участников.  Учитывая средний возраст участников, мы решили сделать особый акцент на разнообразии и «новизне» кофе-брейков. Это дало неожиданный результат: разговоры о кофе-брейках в стенах школы «привели» в проект самого талантливого участника Жумадилов Азизбек. Он является незрячим с рождения, обладает удивительным слухом и голосом. Помимо этого, у Азиза зрелый гибкий характер. Именно присутствие таких молодых людей сделало возможным достойное проведение концерта. 

Молодежная Программа Фонда «Сорос - Кыргызстан» предоставил грант для реализации проекта «Решение проблем молодежи через творческое взаимодействие», которая длилась с 1 июля 2013 года по 30 июня 2014 года. В ходе проекта были приобретены 10 комузов для участников, проводились семинары, один из которых прошел в г.Чолпон-Ата, проходили межсессионные занятия в течении 9 месяцев, а также прошел концерт в Большом зале Филармонии.

В результате реализации проекта, в течение 9 месяцев,  школа- интернат для слепых и слабовидящих детей города Бишкека   получила:

  • Проблема отсутствия концертных костюмов была обозначена  директором школы к середине реализации проекта.  Действительно,   когда участники стали выступать на различных мероприятиях, эта трудность стала очевидной. Несколько раз мы арендовали костюмы для образовавшегося ансамбля в АУЦА на безвозмездной основе.
  • КИЦ Айгине предпринимал попытки фандрейзинга во многих банках и организациях г.Бишкек, но безуспешно. Ни одна крупная организация или банк не отозвались. Тогда впервые в истории нашей организации была предпринята попытка краудсорсинга. Этот вид сбора денег дал результат. По инициативе Гульнары Ибраевой (исполнительного директора Innovative Solution Inc.), с помощью группы женщин, работающих в различных проектах, были  собраны деньги на костюмы.  После завершения концерта, костюмы были переданы школе-интернат для слепых и слабовидящих детей. Акт-передачи прикладывается.
  • Однако, кроме зримых и вполне измеряемых числами и цифрами результатов, есть важные изменения содержательного характера. К таковым следует отнести приобретение администрацией школы-интернат города  Бишкека опыта успешного сотрудничества с неправительственной организацией.   Мы убеждены, что одним из незапланированных результатов проекта стало эффективное сотрудничество государственной структуры в лице школы-интерната для слепых и слабовидящих детей и общественного фонда в лице КИЦ Айгине.    Важное влияние проекта можно обнаружить и в раздумьях некоторых участников проекта над выбором профессии. Так, одна из очень одаренных участниц, незрячая от рождения Назгуль решила поступать на педагогическое отделение по специальности музыка. 
  • Мы убеждены, что заключительный концерт 26 мая расширил круг людей, которые получили пользу от данного проекта. Основной целевой аудиторией зрителей мы сделали студентов столичных вузов, солдат срочной службы и учеников старших классов средних школ. Мы стремились показать физически полноценной молодежи тех, кого они практически не видят на улицах и не встречают на дискотеках и в магазинах. Мы стремились показать полноценную одаренность слабовидящих и слепых детей. Атмосфера поддержки, которая царила на концерте, говорит о том, что контакт получился.   

Самым важным итогом проектной деятельности является построение горизонтальных связей между творческой и незрячей талантливой молодежью.  Наиболее активные волонтеры проекта Сайкал Абылкасымова и Айбек Каныбеков стали друзьями  и товарищами участников проекта.  Близкий возраст и музыкальные увлечения создали прочную основу для человечского и профессионального общения и после заввершения проекта.