Результаты проектов






 

Современные кыргызские музыкальные учреждения все еще преподают уроки музыки на основе старомодных принципов, лишая тем самым духовности. Н.Абдрахманов не только учит играть на комузе с помощью системы Эн Белги, но и демонстрирует традиционную модель преподавания музыки.

    Основным компонентом этого проекта служит обучающий семинар как для преподавателей средних  школ так и для преподавателей музыкальных школ, колледжей и высших учебных заведений по всей стране. Работа с учителями является одним из наиболее эффективных способов взаимодействовать сотрудничать с государственными структурами, быстро добраться до отдаленных районов и внедрять новые методики обучения. Эта задача является трудным и отнимет много времени, так как мы попытались внедрить систему Эн Белги через официальную государственную образовательную структуру, но, к сожалению, эффективность наших государственных структур оставляет желать лучшего. Основным методологическим инструментом семинара является книга игры на комузе с помощью системы Эн Белги, представленной Н.Абдрахмановым, которая была опубликована самим Н.Абдрахмановым и Айгине КИЦ в 2010 году. Также, она доступна в формате DVD-диска. Инструктором и ведущим экспертом семинара является сам  Н.Абдрахманов. 

     Отбор участников проводился в два этапа, то есть: подача заявки с последующим интервью. Основные критерии отбора включали: а) завершение высшего музыкального учреждения; б) знание игры на комузе; в) опыт преподавания в государственном учреждении; г) письмо-разрешение с места работы; д) участие во всех трех сессий семинара; е) интерес к традиционным знаниям. Одна из наших стратегических целей состояла в том, чтобы набрать участников из отдаленных районов, особенно из южных областей, так как именно в этих районах присутствует  большой информационный разрыв, а также отсутствие финансовых и людских ресурсов. Но, как и ожидалось, мы столкнулись с определенными трудностями и проблемами в достижении  данной цели. Отсутствует информационный обмен, то есть, большинство школ этого региона имеют слабую сеть обратной связи, что затрудняет процесс распространения информации. Сеть наших региональных специалистов-практиков и сотрудников сыграли важную роль в нашей рекламной кампании. Конечно, количество заявителей с Бишкека превысило  количество заявителей с других  регионов. Тем не менее, с некоторыми усилиями и  коллективной работой, мы смогли набрать 15 учителей из отдаленных сел Ошской, Джалал-Абадской, Баткенской, Таласской, Нарынской и Иссык-Кульской областях. Мы выбрали только одного заявителя из Бишкека, им стал инструктор комуза  в НТУУ имени И. Арабаева, Чолпон Алымбекова, она же является заместителем  руководителя 5 Бишкекской детской музыкальной школы. Она же является одним из старейших учеников  Н. Абдрахманова, которая присутствовала в самофинансировании как  16-ый участник весенней сессии. Ее глубокие знания комуза,  сильная заинтересованность в освоении и продвижении Eң Белги и главное  ее помощь Н. Абдрахманову сделали ее исключительным инструктором.

      Учебный семинар был разделен на три сессии внедренные в течении года: одна неделя весенней сессии, две недели летней сессии и одна неделя осенней сессии. Весенняя сессия (май 17-22, г. Бишкек) была задумана как семинар  с целью внедрить систему Эн Белги участникам и обмена  духовным опытом, которая в свою очередь связана  с комузом  и традиционными  мелодиями. Одним из непосредственных трудностей, с которыми мы столкнулись в течение первых двух дней работы сессии была многообразное музыкальное образование участников, как разный уровень игры на комузе, так и разный профессиональный / духовный опыт. В результате были сформированы две группы: передовые и промежуточные. Тем не менее, несмотря на все  различия и трудности, участники и инструктора смогли найти общую основу для совместной работы, поделиться своим опытом и помочь друг другу всеми возможными способами, которые заложили прочную основу для дальнейшего плодотворного сотрудничества . В конце весенней сессии, Айгине КИЦ подписал соглашение с каждым участником с условием участвовать в летних и осенних сессий  как основные  требования для получения сертификата. Одним из главных условий, помимо освоения и продвижения Эн Белги, был сбор данных о комузе, традиционной музыки и традиционных знаний в регионах проживания участника. Успешное выполнение последнего условия это сбор данных из удаленных районов пополнил веб-сайт Айгине КИЦ информацией  по традиционным знаниям.

      Теоретическая часть всех сессий включали разъяснение всех признаков Эн Белги, которые  сопровождались чтением музыки. Основная работа заключалась в обучении легких и маленьких детских песен,  затем с каждой сессией, продолжалось все в более продвинутые мелодии, так называемые  специальные методы руки и другие условные знаки. Участники и сотрудники Айгине КИЦ подчеркнули простоту Эн Белги, так как все участники легко запоминали все основные признаки (т.е. ноты) и узнавали стартовые задания без каких-либо затруднений, который в целом дал отличный старт для освоения более сложных мелодий.  Тем не менее, те участники, которые не обладали знаниями  чтения музыки, испытывали незначительные трудности, когда дело доходило до продвинутых мелодий; они были запутанны определенными признаками и имели трудности с чтением их. Каждая заученная мелодия подкреплялась тестами и повторялась несколько раз. В конце каждой сессии участники проходили экзамен, где проверялись знания старых и новых заученных мелодий.  Кроме того, участники проявили желание  не только узнать те мелодии, которые были запланированы в программе, но и  попросили Н. Абдрахманова некоторые дополнительные мелодии и песни с системы Эн Белги, который в целом служил  прекрасным примером того, что  они были полны интереса узнать об этой системе как можно больше информаций.

    Летняя сессия (1-12 июля, Иссык-Куль) была проведена на берегу озера Иссык-Куль,  в горах Каракол, где также была проведена экскурсия в священное место Джети-Огуз [2]. Вся суть кыргызской традиционной музыки в красоте природы, чистой проточной воды, обилие растений и животных, гармонии и единства человека с природой. Весь процесс летней сессии прошел в позитивной атмосфере, в окружении великолепной красоте гор, деревьев, бесчисленных диких цветов и свежего воздуха, который в свою очередь был наполнен натуральным ароматом. Музыканты  и чтецы Манас [3] получили огромную энергию и духовное возвышение, что в свою очередь  помогло освоить и играть свои мелодии в эпической декламации. Айгине КИЦ стало известно, что хорошо организованное и сбалансированное сочетание теоретической и духовной составляющей, такие как развлечения, экскурсии, отдых и работа является ключом к эффективной модели проведения сеанса ,передачи знаний и впитывании новой информации. Программа летней сессии также была более сосредоточена на групповой работе и индивидуальном обучении (att.5: обучение на семинаре Эн Белги - программы и доклад летней сессии). Участники были разделены и работали в малых группах, с более поздними коллективными репетициями, которые оказались эффективными, так как участники работали с большей концентрацией и вниманием.

     Одним из условий педагогического семинара было обучить определенное количество студентов игре на комузе с помощью системы Эн Белги  между весенней и летней сессиями, и почти все участники успешно выполнили это условие, добавочно  формируясь в группы, для того, чтобы давать частные уроки студентам в  группе 10 -13 человек.

     Относительно высокая явка заинтересованных студентов в такой короткий период времени не могли не поощрять участников, так как количество студентов находится в прямой зависимости от размера финансовой выгоды. Будучи в состоянии иметь финансовое вознаграждение за работу, особенно когда дело доходит до обучения, становится одной из движущих сил, которая в свою очередь ведет связь с их профессией. Вот поэтому считается, что это идеальное сочетание, когда любимая профессиональная деятельность приносит удовлетворительное финансовое вознаграждение, которое в свою очередь, дает больше стимула и мотивации  человеку, чтобы преуспеть в своей деятельности. Поэтому, профессиональный рост и финансовые выгоды, стали одним из сильных мотивирующих факторов для участников, для того, чтобы полностью освоить систему Эн Белги  и традиционные народные мелодии. Тем не менее, не все шло так гладко и легко. Одним из основных трудностей летней сессии было учить более сложны мелодии, которые указывают на  специальные методы игры руки и разный уровень звука. Были случаи, когда Н. Абдрахманов и Ч. Алымбекова проводили долгие часы, работая индивидуально с каждым участником по технике воспроизведения одной конкретной руки; иногда они не ложились спать до полуночи, обучая новой мелодии. Было видно, как много усилий, воли, настойчивости, терпения и упорного труда каждый участник вкладывал в освоение новых мелодий. В качестве одного из участников, Жакыпов К., сказал: "Вы обращались с нами, как цари, но заставили нас работать в качестве рабов", это слова которые прекрасно описывали ход летней сессии.

     Завершающая осенняя сессия (19-25 ноября) была проведена в Бишкеке, и за такое короткое время участники узнали 7 самых передовых и сложных мелодий (att.6: учебный семинар на тему Эн Белги  - программы и доклад осенней сессии). Другие 17 мелодий, полученные в ходе двух предыдущих сессий были полностью освоены и усовершенствованы. Участники стали опытными в чтении музыки на Эн Белги ; они также освоили все приемы игры на руке. Участники внедрили систему Эн Белги в их школьные учебные планы и теперь учат других комузистов, предоставляя частные уроки или в рамках официальной школьной программы. Интеграция традиционной методики преподавания, в случае Эн Белги, в систему государственного образования была одной из долгосрочных целей Айгине КИЦ, который уже начал реализацию себя. К концу осенней сессии, у нас было 16 квалифицированных инструкторов обученные системой нот Эн Белги. После прохождения официального экзамена по всем изученным мелодиям и выполнение всех требований, изложенных в соглашении, участникам были вручены сертификат признания в честь полученных ими знаний, как игре на комуз по основе системы Эн Белги. Эта группа стала первой сетью учителей музыки, а также носители традиционной музыки по всей стране, которые имеют  право преподавать, сохранять, поощрять традиционные народные мелодии и методики преподавания.

    Обучение проводилось в очень позитивной и конструктивной атмосфере; не было никакого разделения как на «учителя» и «ученика» или как «сильный» и «слабый». Все работали вместе, чтобы достичь одной цели, помогая, учиться и учить друг друга; знания передавались через живые действия и взаимодействия. Было сильное чувство единства, совместной работы и духовного подъема.

Помимо обучения Эн Белги, участники также имели возможность погрузиться в загадочный мир священных мест через документальные фильмы, произведённые Айгине КИЦ при поддержке Фонда Кристенсена; пленяться и предаваться рассказу Манаса; очаровываться рассказами о лечебных возможностей мелодий исполненных на комузе, переданные от одного поколения к другому; греться в лучах летнего солнца и окунуться в кристально чистые голубые воды озера Иссык-Куль. Н. Абдрахманов, воспитавший несколько поколений успешных учеников поделился своим опытом, навыками и знаниями о том, как построить крепкие и эффективные отношения между мастером и подмастерьем, которые стали необходимой и практической информацией для участников.

Как ощутимые результаты первого года реализации проекта, мы можем рассмотреть следующие пункты:

- Формирование сильного ансамбля из 16 человек (которые назвали себя «группой Айгине») с готовым репертуаром песен и мелодий выступления;

- Рождение новой песни Ыссык-Колум, которая стала гимном группы;

- Проведение двух публичных концертов на курорте Марко Поло и во время встречи с представителями кыргызского народа проживающих в Мургаб, Таджикистан.

- Шаг в академическую деятельность - Абдувалиев Б., инструктор игры на комузе из [4] музыкального отдела ОшСУ выбрал работу над традиционными Мотивами в работе Н. Абдрахманова во время его докторантуры. Начиная с января 2012 года он будет иметь 10 дней стажировки в Айгине КИЦ, чтобы начать свое первоначальное исследование. Второй участник, Жакыпов К., инструктор игры на комузе из НТТУ имени И. Арабаева вместе с Н. Абдрахманова и Айгине КИЦ подготовит учебник по игре на комузе на основе системы Эн Белги для учеников средней и высшей школы к концу 2012 года;

- Алтынбекова Ч., неофициальный лидер группы и помощник Н. Абдрахманова, начал давать уроки Комуза сотрудникам Айгине КИЦ и с января 2012 года на регулярной основе начнет давать уроки для учителей музыки из Бишкека и для всех желающих научиться играть на комузе;

- Успешное обучение будущих «инструкторов» и носителей системы Эн белги. Отбор участников для преподавания семинара следующего года уже начат и будет в основном включать в себя студентов и коллег наших участников первого курса, которые в течении года готовили и распространяли информацию об Эн Белги и уже обученные им некоторые основы. Айгине КИЦ ожидает, что группа второго года может стать музыкально продвинутой с базовыми знаниями Эн Белги и которая сможет освоить больше мелодий, чем группа первого года. 

      Семинар разделен на 3 отдельных семинарных сессий: весна, лето и осень, которые предназначены для средней школы для специализированных учителей музыкальных школ по всей стране. Тем не менее, во время фазы набора, также были включены преподаватели музыки с колледжей и университетов. Прямое сотрудничество с учителями музыки обеспечили введение традиционной методики преподавания на комузе, Эн Белги, в официальной учебной программе, которая стала одним из главных достижений семинара.

В 2011 году Айгине КИЦ поддерживал отбор участников в двух раундах, подачей заявок с последующим интервью. Основные критерии отбора включали: а) завершение высшего музыкального учреждения; б) знакомство с комузом; в) опыт преподавания в государственном учреждении; d) письмо поддержки со стороны рабочего места; е) доступность для участия во всех трех сессий семинара; е) интерес к традиционным знаниям. Одной из стратегических целей во время отбора был набор учителей из отдаленных районов, особенно сельских горных районах. Как и ожидалось, мы столкнулись с определенными трудностями и проблемами в достижении из этих районов. Отсутствие обратной связи означает, что в школах и слабой сети региональных отделов образования, затрудняет распространение информации семинара. Но сеть наших региональных специалистов-практиков и сотрудников и современных средств социальных сетей играет важную роль в расширении нашей рекламной кампании. Таким образом, в 2011 году мы отобрали 16 из 26 претендентов на преподавательский семинар. Эти 16 преподавателей представляли высокие и специализированные музыкальные школы, а также колледжи и университеты во всех 7 областях Кыргызстана.

Годичная программа педагогического семинара была равномерно распределена между тремя сессиями, 1) установление сеанса весной, направленное на внедрение основ системы Эн Белги и обучения мелодии элементарно уровне и народные песни; 2) продление летней сессии с целью овладения условного пения и технику игры, а также обучения мелодии продвинутого уровня; 3) заключительная сессия осенью была разработана, чтобы просмотреть все мелодии и материалы двух предыдущих сессий, проанализировать прогресс участников и на основе упомянутой выше выдаче свидетельства, подтверждающие их способность обучаться комузу с системой Эн Белги.

Конечно, первый год семинара представили определенные проблемы во многом, от процесса отбора, до разработки программы семинара. Группа состава первого года была весьма разнообразна, некоторые являлись профессиональными музыкантами и некоторые были всего любителями без музыкального фона. Как следствие, эта группа работала больше в группах и они создали большой командный дух. В ходе семинара участники сформировали ансамбль под самопровозглашенным названием Эн Белги группы с готовым репертуаром для выступлений. Сила этой группы была в способности каждого участника, чтобы абсорбировать и глубоко проникнуться -духовной и традиционной системой наставничества последовать их примеру своего наставника, Нурека Абдрахманова. К концу семинара, все они начали использовать Эн Белги как часть их школьной программы, а также, проведение обучающих комузу уроков в качестве дополнительного учебного плана деятельности для всех заинтересованных лиц.

Критерии отбора для новой группы в 2012 году были такими же, как и в 2011 году Но самая важная часть, рекламная кампания не представляла особых трудностей, как участники группы 2011 распространяемой информации, связанной с семинаром в своих регионах и, таким образом, на местном уровне образовали небольшие группы заинтересованных и мотивированных учителей. Таким образом, рекламная кампания в 2012 году была полностью организована ими. Мотивация и заинтересованность учителей в распространении информации и привлечения новых участников стал сильным индикатором успеха Эн Белги семинара среди преподавателей и студентов. Тем не менее, ход работы и прогресс как группы пошел по-разному и рассмотрены различные аспекты традиционной методики преподавания.

В 2012 году мы отобрали 14 учителей с разнообразной географической представленностью. Большинство участников были из горных сельских южных провинций и, самое главное включены, 2 представителей кыргызского меньшинства, проживающих в Мургабе, Таджикистан, как и искусство игры комуз угасает там. Мы далеки от того, что говорят нет игроков комуза в Мургаб, но, в основном они являются самоучками "музыкантами" и играют на слух. Другой проблемой является нехватка их репертуара, ибо она ограничивается определенными популярными и стандартными народными песнями и мелодиями. Таким образом, существует опасность того, что люди становятся бескорыстными и теряют интерес к комузу, если современное искусство только повторение одного и того же репертуара снова и снова. Отсутствие методики преподавания и сети учителей комуза ставит искусство комуз под угрозу. Таким образом, оно было значительным, которое включает в себя, по крайней мере, два преподавателя из Мургаба, который, в свою очередь, будет иметь возможность обучать других преподавателей и студентов. Таким образом, Айгине КИЦ был в состоянии выйти, не только в разные уголки Кыргызстана, но и в кыргызские общины в горном Мургабе. В 2012 году группа, для двух учителей из имели сильную теоретический, практический и профессиональный музыкальный фон и были опытными игроками Комуза. Программа сессий была такой же, как и в 2011 году, хотя и с некоторыми изменениями. Тем не менее, центр внимания работы конечно же был совершенно иной; Особенностью 2012 года группа был их страстный профессионализм и жажда знаний. Благодаря своей индивидуалистической природе, сильный командный дух не был создан в ходе семинара. В конце семинара весной участники просили иметь 30 минут индивидуального обучения с Н. Абдрахмановым каждый день в ходе предстоящей сессии. Этот индивидуалистический подход стал сильнейшей чертой этой группы, поскольку это позволило им овладеть Эн Белги в мельчайших деталях и продвинутых мелодий на более глубоком и профессиональном уровне. Участники выразили удивление в совершенном звучании и явного воспроизводства народных мелодий с системой Эн Белги. Таким образом, группа стремилась узнать больше разнообразия современных мелодий во время семинара. Они работали и совершенствовались с каждой деталью техникой игры и трудностями условных знаков, несмотря на это. Н. Абдрахманов твердо убежден, что участники этой группы, в частности, будут иметь возможность продолжить свою работу по восстановлению давно забытыми народными мелодиями и песнями, и положив их на систему Эн Белги. Поэтому Айгине КИЦ имеет твердую уверенность в том, что из-за их сильной мотивации для профессионального роста, эти 13 преподавателей станут самыми горячими и профессиональными носителями системы Эн Белги, выступающими за «чистоту» традиционных мелодий, и поднимающими новое поколение профессиональных игроков комуза, воспитанных подлинно-традиционным способом. Таким образом Айгине КИЦ вместе с Н. Абдрахмановым и одним из его самых преданных учеников, Чолпон Алымбековой, воспитавших оба Традиционную систему наставничества, специализированную на профессионализме игроков комуза с сильной мотивацией к воспроизводству старых народных мелодий и песен Эн Белги.

Мы не ошибемся, если мы хотим сказать, что достижение каждого участника является количеством и успехом своих учеников в процессе обучения комузу с системой Эн Белги. Каждый участник имеет, по крайней мере, 5-7 студентов, которые уже начали принимать участие и выступать в различных мероприятиях. Важно также разделить уникальный преподавательский опыт Нурайым Исаевой, участницу из горного села Ак-Талаа в Нарынской области. Она научила играть  на комузе с Эн Белги американского волонтера Корпуса мира из соседней деревни, и в течение четырех коротких месяцев, ее ученице удалось получить все знания, необходимые для освоения современных мелодий уровня в книге и, кроме того, она начала исследовательскую группу для школьников в своей деревне и начала преподавать игре на комузе, прежде чем она уехала обратно в Штаты. В результате не только участники обучения студентов, но и их ученики становятся способны учить других. Таким образом, Айгине КИЦ твердо убежден в активизации традиционной системы наставничества и ее дальнейшего устойчивого развития.

Айгине КИЦ посчитал эффективным начать учитывать традиционную методику преподавания "снизу", через Комуз уроков, вместо того, чтобы идти через бюрократическую систему Министерства образования. Будучи в состоянии охватить все 7 провинций, мы смогли построить сильную и стабильную сеть учителей по всей стране мотивированного, которые будут поощрять и передавать свои знания ученикам. Теперь мы уверены, что наши участники семинара, сами преподаватели, будут выступать и включать Эн Белги в формальное образование в качестве примера эффективной методики преподавания. Они уже начали преподавать комуз с Эн Белги в своих школах и, мы считаем, что достаточно скоро Эн Белги будет официально включен в государственную учебный план, так как она уже внедряется не только в вузах, но и в специализированных музыкальных школах, колледжах и университетах. В качестве следующего шага, Айгине КИЦ планирует координировать включение Эн Белги в государственную структуру молодежных образовательных центров. YEC ветви широко распространены и представлены на всей территории страны.

Кульминацией, главным результатом и достижением двухлетнего семинара стало выступление 65 людей в обществе здания Национальной филармонии в Бишкеке 22 декабря 2012 года Айгине КИЦ организовала и провела концерт в качестве презентации результата семинара , который, в то время, был посвящен пожизненной работе Н. Абдрахманова и состоял из мелодий и песен, написанных мастером. Концерт был прекрасным индикатором устойчивости проекта. Айгине КИЦ выполнил свой объективный и первоначальный план подготовки и собрал более 50 игроков комуза на одном из этапов, выполняющих традиционных мелодий,изученные с помощью системы Эн Белги. Участники обоих семинаров, пришли с 2-3 студентами, которые научились комузу с Эн Белги. Возрастной диапазон студентов был разнообразен, от начального до студентов высших учебных заведений. Трудно было не заметить, волнение, радость и мотивацию студентов во время репетиций; это было также весьма приятно наблюдать, как Н. Абдрахманов излучал радость во время работы с учителями и их учениками. Таким образом, мы стали свидетелями «рождения» молодого поколения игроков комуза, активизации традиционной системы наставничества и передачи традиционной музыки от одного поколения к другому. Айгине КИЦ сильно мотивирован, чтобы аккумулировать финансовые ресурсы и, в ближайшее время, организует серию концертов в регионах с ансамблем Эн Белги. Мы считаем, что эти люди, независимо друг от друга, с разными составами группы, будут продолжать свои выступления в различных случаях.

У людей были мурашки по коже, когда ансамбль из 65 игроков комуза выполнялся одновременно. Сила, глубина и красота звука комуза была удивительна. Выполнение выдающихся Комуз игроков нашего времени, видные манасчи, талантливые современные знаменитости и талантливые молодые танцоры - вдохнули луч яркого света и свежести и принесли радость к сердцу людей в эти мрачные зимние дни. Если мы хотим подсчитать все расходы, то организация такого масштабного мероприятия будет стоить около 10000 долларов США (470,000 сомов); Однако Айгине КИЦ удалось свести к минимуму эту стоимость до 4.400 долларов США (207,000 сомов). Это было достигнуто не за счет большого финансового вклада некоторых спонсоров, но благодаря: а) участникам и их ученикам, которые заботились об их проживание и частичному приему пищи, б) бесплатное исполнение певцов, в) Национальная филармония для минимизации стоимости арендной платы, д) Министерство культуры для проведения переговоров с филармонией, е) национальные телевизионные каналы вещания объявления были так же бесплатными, е) соплеменники Н. Абдрахманова для мобилизации. Мы также хотели бы подчеркнуть значительный финансовый вклад Парламентария, К. Самойлова. Концерт не имел бы такой масштаб и успех, если бы не помощь и вклад вышеуказанных сторон.

Важность системы Эн Белги в оживлении, сохранение и развитие традиционной музыки было подчеркнуто несколько раз музыкантами, преподавателями, практиками и исследователями. В Родер для дальнейшего повышения и развития эффективности Эн Белги участники предложили рассмотреть следующие изменения в книге:

- Указать, если это возможно, каждую ручную технику игры со специальным знаком или символом;

- Включить специальные знаки для медленного и быстрого воспроизведения;

- Включить больше теории и теоретической информации для тех, кто без музыкального образования, потому что книгу легко воспринимать и использовать музыкантам; однако, довольно трудно для любителей.

Участники также высказали свое мнение, что разработка и выпуск книг по системе Eн белги отдельно для средней школы и студентов музыкальной школы было бы весьма уникальным и важным учебным пособием.

Айгине КИЦ выражает благодарность Н. Абдрахманову, который провел более 36 лет своей жизни в поисках разработки этой уникальной системы - воплощение традиций и инноваций. Он использовал традиционную методику преподавания своих предков, тем самым, сохраняя достоверное воспроизведение звуков, а также ее интеграции с современными музыкальными понятиями путем дальнейшего развития и корректировки техники игры к потребностям и пониманию современного общества.

На основании результатов нашего четырехлетнего опыта, мы можем с уверенностью утверждать, что инициатива публикации книги о системе Эн Белги и наставничество учителей через серию обучающих семинаров стал успешным проектом, с точки зрения устойчивости, самоорганизации учителей и последующей эволюции системы и, как следствие, процветанию традиционной музыкальной культуры.

Как ощутимые результаты нашей деятельности, мы имеем:

- Самоорганизованная и растущая сеть носителей системы Эн Белги и методологии традиционного обучения (точнее, 26 учителей по всей стране, каждый из которых имеет около десяти студентов);

- Включение в Эн Белги систему формального образования (начальных и средних школ, специализированных музыкальных школ, колледжей и университетов);

- Эн Белги Груп ансамбль участников семинара с готовым и растущим репертуаром для регулярных спектаклей (концертов традиционной музыки на Марко Поло и в ходе визита кыргызского меньшинства в Таджикистане (2011); на Международном симпозиуме (2012 г.), в ходе визита членов Совета TCF (в 2012 г.), презентация видеоверсии эпоса Манас, (2012));

меньшинства в Таджикистане (2011); на Международном симпозиуме (2012 г.), в ходе визита членов Совета финансовой корпорации (в 2012 г.), презентация видеоверсии эпоса Манас,(2012));
- Успешный концерт с участием 2011-2012 участников семинара вместе со своими студентами (65 человек) в Общественном зале Национальной филармонии Кыргызстана и празднование 65-летнего юбилея Н. Абдрахманова, официальной презентации и дебюта участников семинара.
- Рождение новой песни “Иссык-Куль”, гимн в 2011 году группы;
- Запуск регулярного комуза для всех желающих.

Стороны наставничества Чолпон Алымбековой, адъюнкт-инструктора Н. Абдрахманова, начиная с января 2012 года;
- Шагнув к академической местности - Абдубалиев Б., инструктор  комуза из музыкального отдела Университета Ош выбрал для работы традиционные мотивы в работе Н. Абдрахманова во время его докторской степени. Начиная с января 2012 года, он прошел стажировку в Айгине КИЦ, чтобы начать свое первоначальное исследование. Второй участник, Жакыпов К., инструктор комуза из НТУУ имени И. Арабаева вместе с Н. Абдрахмановым и Айгине КИЦ подготовит руководство по комузу, играя на основе системы белги для студентов средних и старших классов к концу 2013 года.