Результаты проектов






 

Время: 9-13 июля, 2008

Место: с. Кичи – Жаргылчак, Исык-Кульская обл., Кыргызстан
Язык: кыргызский

Тренера КИЦ «Айгине»:

  • Земфира Иногамова,
  • Бактыгуль Тулебаева,
  • Гульнара Айтпаева,
  • Аида Эгембердиева,

Цели:

  • Подготовить членов исследовательской группы Айгине из Таласа и Исык-Куля к использованию антропологических методов исследования и к возможным рискам при проведении полевого исследования в селах Таласской и Исык-Кульской областях.
  • Показать связь между миссией и деятельностью КИЦ «Айгине» и понятием эко-социальной жизнестойкости, как главным вопросом семинара, и рисками исследования, как аспектом понятия жизнестойкости.

Задачи обучающего семинара:
Объединение рабочих групп из Таласской и Исык-Кульской областей с целью проведения совместного полевого исследования по традиционным знаниям по преодолению кризисов. Это поможет студентам из обоих университетов поделиться их опытом.
Обучение основным методам исследования и определение новых сфер исследования.
Уточнение целей Таласской группы и разработка плана полевого исследования на следующие два месяца.

Ожидаемые результаты:
данный семинар углубит  знания студентов о методах исследования и будет способствовать улучшению их учебных навыков посредством создания условий для студентов учиться друг у друга.

Список участников:

  • Венера Абдиева, Таласская рабочая группа
  • Салтанат Алтымышева, Таласская рабочая группа
  • Бегайым Дооронбекова, Таласская рабочая группа
  • Назира Жусупова, Таласская рабочая группа
  • Нуржамал Кочкунбаева, Таласская рабочая группа
  • Алина Осмоналиева, Таласская рабочая группа
  • Назира Сатишева, Таласская рабочая группа
  • Гулмира Уланар кызы, Исык-Кульская рабочая группа

Обзор
Семинар по эко-социальной жизнестойкости проходил в доме молодого манасчи (человек, который рассказывает эпизоды с эпоса), расположенного в с. Кичи-Жаргылчак, на южном побережье озера Исык-Куль, Исык-Кульской области КР , 9-13 июля 2008г. Члены КИЦ «Айгине» провели семинар для членов исследовательских групп КИЦ «Айгине» из Таласской области и г.Каракол.

Мероприятие было организовани КИЦ «Айгине» при финансовой поддержке Фонда Кристенсена. Семинар по эко-социальной жизнестойкости стал новым явлением и особым опытом для исследовательской группы из г.Таласа и Каракола. Члены рабочей группы из Таласа впервые исследовали «риски и потрясения» в Исык-Кульской области и их исследование в Исык-Кульской области, по сравнению с их исследованием в Таласе, было более сложным.

Осуществление
Молодой манасчи из с. Кичи-Жаргылчак предоставил свой дом для проведения семинара и сам принимал активное участие в работе семинара. До приезда группы Айгине в Кичи-Жаргылчак, в ходе разработки программы семинара, старейший член семьи молодого манасчи , его дед, был включен в программу в качестве одного из основных информантов.  К сожалению, прямо перед нашей поездкой в Кичи-Жаргылчак, нам сообщили, что дед молодого манасчи отошел в мир иной.   Мы поговорили с молодым манасчи и сказали, что можем перенести семинар на август, но он ответил, что в этом нет необходимости. Молодой манасчи сказал, что его дед с нетерпением ждал приезда рабочей группы и даже приготовил красивую одежду, чтоб встретить ее. Таким образом, когда рабочая группа прибыла в Кичи-Жаргылчак, близился день сороковины. Кыргызы обычно находятся в трауре 40 после кончины усопшего.  Несмотря на это, мы были тепло приняты членами семьи, которые скорбели по усопшему, но в то же время были сильны.  Согласно кыргызским поверьям душа усопшего находится на земле рядом со своими родственниками в течение 40 дней, а после возносится в другие измерения.

В первой части, мы много говорили о жизнестойкости, однако, не разбирали подробно это понятие. Жизнестойкость – новое теоретическое понятие не только в Бишкеке, но и во всем Кыргызстане. Поэтому, в научной литературе нет результатов местных научных исследований, которые могли бы проиллюстрировать случаи изучения жизнестойкости в Кыргызстане и Центральной Азии. «Жизнестойкость – это способность воспринимать раздражители, изменяться и переорганизовываться, при этом сохраняя идентичность (сохранять основную структуру и методы функционирования) Это включает способность обучения от раздражителя.  Когда жизнестойкость падает, сила шока, от которого она не может оправиться, становиться меньше и меньше. Жизнестойкость смещает внимание от исключительно роста и эффективности на необходимое восстановление и гибкость. Исключительно рост и эффективность могут привести экосистемы, занятия и общества к хрупкой закостенелости, для их уязвимыми для бурных перемен.   Обучение, восстановление и гибкость открывают глаза на новизну и новый мир возможностей.” (Цитата из  Resilience Alliance- http://www.resalliance.org/564.php).

Программа семинара былы интенсивной и интерактивной. Организаторы включили игры в соответствии с темой семинара, а также участники могли поплавать в озере Исык-Куль. В основном программа семинара состояла из трех частей: теоретической, практической и оценочной.

1) Во теоретической части, участники узнавали о понятии жизнестойкости и о том, как сотрудники Айгине связывают это понятие со своей миссией и деятельностью. Также, фасилитаторы на семинаре приводили примеры не только из Кыргызстана и Центральной Азии, но и из мирового опыта.  Главным источником служила книга Брайана Уокера и Давида Солта «Жизнестойкое мышление, поддержка экосистем и людей в изменяющемся мире», 2006г. и библиографический Resilience Alliance web-site- http://www.resalliance.org/2.php;

2) В практической части, мы просили участников применить теории в повседневных ситуациях, и привести примеры, когда эти теории могут быть извлечены из повседневных ситуаций. Участники вместе с фасилитаторами интервьюировали местных жителей с. Кичи-Жаргылчак.  Было сделано одно интересное наблюдение об использовании и значении абрикосов в жизни одной местной семьи.  Важной частью практической работы было вечернее обсуждение предварительных данных друг с другом в соответствии с изученной теорией жизнестойкости.

3) Главной целью третей оценочной части было выявление сильных и слабых сторон в организации семинара с точки зрения членов исследовательских групп из Каракола и Таласа. Участникам были розданы листочки, которые они должны были разделить на две части λ (альфа) и β (бета): в части β участники должны были написать слабые стороны, а в части α – сильные.

Основные вопросы, заданные для оценки семинара:

  • Что можно изменить, если мы будем проволить семинар в следующий раз?
  • Что было полезным для участников? Каким образом? (приведение причин и примеров).
  • Смогли ли фасилитаторы достичь той цели, которую поставили в начале семинара?
  • Каков опыт участника в применении теорий в повседневных ситуациях?
  • Что бы они хотели, чтобы фасилитаторы приняли во внимание в следующий раз?
  • Оценочные листы были анонимными, чтобы участники были как можно искреннее.

Сложности. 
Прежде всего, было трудно полагаться на ограниченные источники знаний о жизнестойкости как обширного понятия. КИЦ «йгине» располагало книгой,  о которой я упоминала ранее, и статьей из сайтаResilience Alliance. Возможно, было бы легче, если бы мы приняли участие в определенных семинарах до нашего семинара.   Однако, были и позитивные стороны такой сложности: мы были мотивированы изучать и исследовать жизнестойкость самостоятельно.

Более того, мы столкнулись с трудностями во время практической части, поскольку в то время был сезон сбора абрикосов в местных селах. Поскольку большинство жителей деревень были заняты сбором и продажей абрикосов, большинство наших информантов были заняты и некоторые просили нас прийти вечером, когда у них будет время. Это тоже повлияло на программу нашего семинара, но не сильно. Наши участники пытались быть в меру гибкими при интервьюировании местных жителей села Кичи – Жаргылчак.

Кроме того, наша исследовательская группа испытала некие сложности из-за неэтичного поведения другой исследовательской группы, которую останавливалась у той же принимающей семьи до нас. По словам наших информантов, координатором членов предыдущей  исследовательской группы был немецкий исследователь из с. Тосор (недалеко от с. Кичи -Жаргылчак), они исследовали некоторые исторические вопросы. Нам сказали, что члены предыдущей исследовательской группы помогали информантам с работой по хозяйству.  Например, один из информантов спросил: “Вы тоже поможете мне? Девочки, которые приходили до вас, помогали мне убраться по дому, подмести и вымыть полы”, а другой информант спросил: “Вы поможете мне вынести ящики с абрисом во двор? Предыдущая группа мне помогала” Более того, по словам члена группы из Таласа, ее попросили отдать шарф за ответы информанта. И когда исследователь объяснила цель исследования и причину визита, информант сказала исследователю идти в другой дом, если исследователь не отдаст шарф взамен на ее ответы.

После такого опыта, мы обсудили ранееупомянутые случаи в контексте исследовательской этики, и пути избегания конфликтов с предполагаемыми информантами и местными жителями в целом.  По итогам нашей дискуссии, мы пришли к выводу, что исследовательская этика ситуативна,  и все этические вопросы, возникающие во время исследования, должны решаться с учетом конкретных обстоятельств.  Обстоятельства, зависящие от времени, местной культуры, места и т.д.

Итоги.

  • Ожидаемая публикация, основанная на материале собранном членами исследовательской группы в Таласской и Исык-Кульской областях.
  • Члены исследовательской группы из обеих областей получили возможность узнать о понятии жизнестойкости и ее важности в жизни;
  • Усиление связи с жителями с. Кичи – Жаргылчак;
  • Усиление связи между членами исследовательской группы из Таласа и Исык-Куля;
  • Мы перевели определение жизнестойкости и на основе соглашения с сотрудниками Resilience Allaince вся информация о жизнестойкости может быть опубликована на сайте Wiki, при помощи наших коллег из Resilience Allaince.