Результаты проектов






 

Исследовательский центр Айгине на протяжении двух с половиной лет ведет проекты по исследованию мазаров, ритуалов и традиционных знаний в Таласской и Иссык-Кульской областях.

 Одно из ключевых понятий, с которыми мы регулярно,  на протяжении двух с половиной лет сталкиваемся в Таласе и на Иссык-куле -  это кыргызчылык. Перевода этого слова на русский или на английский языки пока нет, равно как нет и его общепринятых определений  на кыргызском  языке. В классических работах по кыргызской этнографии[1] этот термин не встречается.  Между тем, среди говорящих на кыргызском языке людей, мало кто не использует данное слово в жизненном контексте. Возможно, это  тот случай, когда явление существует столь давно и органично, что «не отчуждается» и потребность в его изучении возникает относительно поздно.

            Само слово «кыргызчылык»  состоит из двух частей: кыргыз + чылык. Кыргыз, как известно, название этноса. Чылык (-чилик, -чулук, -ч=л=к) – собирательный суффикс, означающий совокупность определенных свойств и качеств. Например, мусулманчылык переводится как мусульманство, тенирчилик – тенгрианство,  тууганчылык - родство. За этим суффиксом не закреплена какая-либо одна, положительная или отрицательная коннотация:   кошоматчылык означает  подхалимство, а мейманчылык – гостеприимство.  

            В соответствии с вышеприведенным рядом слово кыргызчылык может быть переведено  как  «кыргызство» (kyrgyzness)  и  определено как совокупность свойств и явлений, присущих кыргызскому этносу.  В самом широком смысле кыргызчылык - это все то, что так или иначе связано с традиционной идентификацией кыргызов: строгий патриархат, но и отсутствие ношения паранджи кыргызками; гостеприимство, но и кровная месть; крепкие кровно-родственные отношения, но и открытость новому.

Прочитать статью полностью можно здесь


[1] Абрамзон С.М. Киргизы  и их этногенетические и историко-культурные связи , Фрунзе,1990.

  Аманалиев Б. Из истории философской мысли кыргызского народа, Фрунзе, 1963

  Аманалиев Б.  Об отражении религиозной идеологии и свободомыслия в историческом опыте кыргызов

  В кн.: Общественная психология и религиозные предрассудки, 1970.

 Баялиева Т. Религиозные пережитки у кыргызов и их преодоление, Фрунзе, 1981