Результаты проектов






 

Определяйте значения слов, и вы избегнете половины собственных заблуждений и непонимания со стороны. Воспользуемся этим советом и проясним ряд исходных позиций.

Объект исследования данной монографии – религиозные мотивы в кыргызском романе. Произведения, рассматривающиеся в работе, объединены несколькими факторами: хронологическим (романы 60-90-х годов), тематическим (все они так или иначе касаются исторической темы), жанровым (наше внимание сосредоточено на романе как жанре с особыми смысловыми возможностями). Термин «мотив» (от лат. moveo – двигаю), имеющий в современном литературоведении самое расширительное толкование, используется нами в традиционном смысле – как обозначение «устойчивых формально-содержательных компонентов произведения» (81). Наличие таковых компонентов религиозного происхождения или характера – главный внутренний фактор, объединяющий анализируемые в монографии романы.

Помимо «мотива» мы должны объясниться еще на счет двух ключевых терминов, с которыми не раз столкнется читатель. Это «язычество» и «религиозно-мифологический».

Благодаря работам Э.Я.Голосовкера, Б.А.Рыбакова, Вяч.В.Иванова, В.Н.Топорова, Б.А.Успенского, трудам фольклористов, структуралистов, этнографов на сегодняшний день ясно, что язычество – это «мировоззренческая система, развивавшаяся и усложнявшаяся на протяжении тысячелетий» (99. с.56). В основе ее лежит огромный общечеловеческий комплекс первобытных воззрений, верований обрядов. При всей расплывчатости слова «язычества», при всей его научной неопределенности Б.А.Рыбаков считает, что «этим термином могут покрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозные проявления: и мифологизированная религия античного мира, и представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или домусульманская религия татар… расплывчатый термин пригоден для всех стадий первобытных религиозных воззрений вплоть до появления выросших из язычества мировых религий» (97, с.751). Именно такой разнородный и широкий спектр религиозных представлений кыргызов имеем в виду и мы, употребляя слово «язычество». Оппозиция черного-белого цветов и культ последнего, культ предков, хозяев родников или гор, поклонение определенным видам животных или отдельным предметам, чародейство, религиозно-мифологические взгляды и многое другое подразумевается в монографии под термином «язычество». Разумеется, в нашем случае различные формы религии интересны не сами по себе, но только в ткани художественного произведения, только как компонент литературного текста.

Религиозно-мифологический – термин давний, утвердившийся, часто используемый в этнографии, фольклористике, религиоведении. В нем соединены два явления: мифология и религия. Спор об их взаимоотношениях, а самое главное о том, что из них первично – один из самых острых и давних в гуманитарных науках. Однако нас в данном случае занимает не сам спор, а его наличие – как свидетельство ближайшего родства мифологии и религии, мифа и ритуала. Религиозно-мифологические представления любого народа относятся, по мнению специалистов, к отдаленному прошлому и отличаются редкой устойчивостью. При анализе произведений современных кыргызских прозаиков есть возможность предметно убедиться в этом.

Наше основное внимание сосредоточено на выявлении того, как религиозные представления кыргызов проявляются в романе последних тридцати лет, какова семантика религиозных мотивов в современной прозе и их воздействие на поэтику произведений. Однако при этом заметим: религиозное – центральный объект нашего внимания, но не стремимся прочитать современный роман, в силу чего названные мотивы рассматриваются в работе не изолированно, но внутри художественной системы, элементом которой являются.

Специальные работы на сходную тему в кыргызском литературоведении нам не встретились. Фрагментарно, в контексте других интересов и проблем она затрагивается, в частности, в работах по творчеству Ч.Айтматова. Однако в нашей работе есть опыт рассмотрения религиозного миропонимания кыргызов на литературном материале нелитературоведами. Таковы работы Б.Аманалиева «Об отражении религиозной идеологии и свободомыслия в историческом опыте кыргызов» (1970), «Из истории философской мысли киргизского народа» (1963). Труды эти выполнены с позиций историка философии. Для них, как и для всех работ по общественным дисциплинам, конец восьмидесятых годов стал основательной проверкой на научную состоятельность. В процессе кардинального пересмотра ценностей и ориентиров книги Батырбека Аманалиева не превратились в веху вчерашнего дня, содержательно не устарели. Ученый ввел в оборот философской науки особый материал – литературу древних тюрков, поэзию акынов начала двадцатого века и сделал много ценных наблюдений о специфике религиозности, присущей кыргызам. Причем, как было уже замечено, религиозное фиксируется и исследуется Аманалиевым непосредственно по литературным текстам.

Методы исследования, использованные в монографии, неоднородны. Наряду с обычным литературоведческим анализом образов героев, композиции, сюжета произведений и т.д. здесь присутствуют операции, выполненные в духе структурного анализа: расшифровка фрагмента, его изолированная трактовка и др. Однако при этом мы не преследуем целей структурного анализа. Данная работа выполнена на базе традиционном интерпретации, т.е. все использованные здесь приемы нацелены на постижение смыслового ядра произведений*.

Прочитать статью полность можно здесь.


* Более подробно обоснование темы и ряда положений, которыми мы руководствуемся, см.: Приложение. К вопросу о постановке темы «Религиозные мотивы в кыргызском романе» (с.113-130 данной монографии).