Project results

111


222


333


444


555


 

 

Нередко, когда речь заходит о святых местах, возникает вопрос об их классификации. В самом деле, одна из кыргызских пословиц гласит: «Если просишь ребенка - иди на Манжылы-Ата, если просишь богатства – иди на Чолпон-Ата». Такого рода пословицы можно считать примером народной или, используя термин антропологии, эмической  классификации. В основе этой классификации лежит основная функция (-и) места. Согласно приведенной пословице, в традиционном народном понимании каждое святое место обладает определенной функцией, т.е. воздействием на паломников. Однако наш опыт работы в Таласе и на Иссык-Куле показывает, что любое святое место не ограничивается какой-либо одной или несколькими функциями. На практике успех паломничества зависит от помыслов человека и его способности или возможности наладить связь с конкретным святым местом. Очевидно, что при определенных обстоятельствах в одном и том месте можно просить о семейном благополучии,  здоровье, карьере и многом другом.

Другим классифицирующим принципом святых мест служит происхождение. По этому принципу святые места Иссык-Куля можно разделить на две группы: места естественного происхождения и построенные (созданные) человеком (6: С.16). Однако подавляющее большинство святых мест в Кыргызстане – смешанного происхождения. Яркий пример – крупнейший мазар южного берега Иссык-Куля Манжылы-Ата, здесь объектами паломничества являются и родники с деревьями, и старые захоронения.

Ещё один классифицирующий принцип – это время возникновения святых мест. Учитывая, что по истории святых мест Кыргызстана крайне мало письменных источников, о времени их возникновения можно говорить, лишь опираясь на устную историю. На основе устной истории, в свою очередь, можно выделять крупные временные блоки. С этой позиции святые места Кыргызстана делятся на мифологические или доисторические, исторические и современные. Обратимся ещё раз к  примеру Манжылы-Ата: мы не нашли пока сведений о нем в письменных источниках. Согласно легендам, человек по имени Манжылы жил несколько тысяч лет назад. В отсутствии достоверного письменного источника и при  существовании в народной памяти как очень древнего, место разумно отнести к мифологическому или доисторическому периоду. Вероятно, такие места, как Ак-Бака,  Ак-Тайлак, Кочкор-Ата, Бугу-Эне также были названы в тот период, который ученые обозначают как мифологический.

Места, названные в честь  той или иной личности, о которой  существуют сведения в письменных источниках любого типа (книги, письма, фото, родословная) могут быть определены как исторические. К такого типа святыням на Иссык-Куле, например, могут быть отнесены памятники, поставленные в честь «акелер»[1].

 Места, открываемые или осознаваемые как святые в течение текущего времени, которое ещё не отошло в историю, называются современными. К этой группе можно отнести комплекс Ата-Бейит, расположенный в селе Таш-Дёбё близ Бишкека.

Ещё один классифицирующий признак – это тип собственности, в которой находится место. Большинство святых мест пока находятся в государственной собственности.  Вместе с этим всё больше и больше святых мест переходят в частные или общинные владения[2]

Однако, не взирая на классификацию по тому или иному признаку, святые места в Кыргызстане – живое средоточие духовной и религиозной жизни современного общества. Кыргызчылык как комплекс традиционных знаний и практик; мусулманчылык как комплекс верований и практик народного ислама стали предметом внимания КИЦ «Айгине» на святых местах в 2005-2008 годах, когда мы встречались и общались со многими паломниками. Выяснилось, что именно на святых местах и вокруг древней традиции паломничества идут острые и глубокие споры народа о том, какой ислам «должен» практиковаться в стране.

 

Прочитать статью полностью можно здесь.


[1] См. об акелер в третьей главе «Природная связь земли и народа» данной книги.

[2] Другие классификации см.: Дыйканов Т., Саманчина Ж., 2004: С.151-152; Шукуров Э., 2004: С.7.